ОАЭ согласились ограничить реэкспорт в Россию товаров двойного назначения — тех, что могут использоваться в военной технике. Турция рассматривает введение аналогичных мер, сообщает Bloomberg. Сейчас ОАЭ используют список товаров, в отношении которых осуществляется особый контроль, но пока там в основном нефтехимические продукты. Перечень планируют расширить, добавив пункты, которые фигурируют в подборках Евросоюза и Америки. Например, добавить могут дроны, программное обеспечение и двигатели для них, полупроводники и передовую электронику, химические вещества, которые могут быть использованы для изготовления оружия и другие позиции.
Но это не значит, что из магазинов пропадут привычные вещи, объясняют эксперты aif.ru. По их словам, получить товар помогут третьи страны, но цены из-за издержек могут подрасти.
Секретная информация
Скажется ли это на конечном потребителе и есть ли риск, что с полок магазинов пропадут привычные вещи, непонятно, считает генеральный директор компании «Оптимальная Логистика» Георгий Властопуло. Он напоминает, что в санкционных списках больше 3500 товаров. Но какие именно идут через ОАЭ и Турцию — сказать нельзя, информация для большинства секретная.
«С марта 2022 года таможенная служба официально закрыла статистику по внешней торговле, и мы видим только цифры, объемы внешней торговли. Иногда в СМИ появляются данные по какой-то конкретной стране, а деструктурирования по товарным номенклатурам и группам товаров нет. Поэтому сказать, что мы сейчас экспортируем из Турции и ОАЭ, сложно», — объяснил эксперт.
Издержки вырастут
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков напомнил, что информация об ограничении реэкспорта идет из зарубежных СМИ, но документов о запрете пока не предоставляли. Даже если эту меру введут, то привычные товары пропасть из магазинов не должны. «Торговые санкции в истории приводили не к остановке поставок, а к увеличению издержек. Просто дороже приходится покупать», — напомнил специалист.
Игорь Юшков предполагает, что ограничения могут сказаться на поставках электротоваров. «Я думаю, что речь идет о микроэлектронике и оборудовании для промышленности, станках или их элементов. Американцы настаивают, что надо закрыть все возможности для микроэлектроники и чипов — того, что используется в микроэлектронике и ракетах», — говорит Юшков.
Это не значит, что с полок исчезнут смартфоны или стиральные машинки: по словам специалиста, их привозят в уже готовом виде.
Выручат третьи страны
Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец уверен, что обычных потребителей меры не коснутся, потому что речь идет о товарах промышленного назначения. Для производств удар тоже не станет болезненным — они смогут сотрудничать с другими государствами. «Если одни страны ограничат поставки, найдутся другие. Есть Китай, который с нами торгует разными товарами без ограничений», — объяснил экономист.
То же касается и импортных товаров народного потребления. Алексей Зубец напомнил, что ограничений весной 2022 года Россия почти не почувствовала. «Бытовая химия не попала под санкции вообще, и мы видим массу товаров, в том числе и ширпотреба, который привезен из Европы. Его стало намного меньше, но он есть. То же самое касается и продукции из Турции», — сказал собеседник aif.ru.
Эксперт считает, что производители смогут справляться с ограничениями и дальше — самый сложный период остался позади. «Если каким-то образом удалось получить товары весной прошлого года, когда был пик санкций, то, наверное, эти цепочки поставок сохранятся и сегодня», — подытожил экономист.
В России высокотехнологичную электронику ставят в машины, но автоэксперт Юрий Панченко сомневается, что ограничения коснутся автомобилистов. «Электроники в автомобилях сейчас очень много. Но эти вещи выходят из строя крайне редко. Как правило, микросхемы “живут” с автомобилем с начала и до конца, они надежны», — объяснил эксперт.
В автомобилях используют антиблокировочную систему, бортовые компьютеры, микросхемы управляют двигателями и связываются с системой ГЛОНАСС. Если поставок этой техники не будет, это просто приведет к росту стоимости запасных частей.