aif.ru counter
8067

На курдском направлении. Курдистан — новая «бомба для всех» в Сирии

Еще недавно сирийские курды были одним из основных врагов исламских радикалов в Сирии. Теперь же они выходят на первый план, да так, что это грозит снова перемешать весь «расклад сил» в охваченном войной регионе.

На встрече в Анкаре президент РФ Владимир Путин и турецкий лидер Реджеп Эрдоган среди прочего обсудили ситуацию вокруг референдума о независимости Иракского Курдистана. Итоги этого плебисцита показательны: более 90% участников высказались за создание суверенного курдского государства. И это, по мнению экспертов, может буквально «взорвать» регион.

У Турции и некоторых других стран Ближнего Востока намерения курдов предсказуемо вызвали резко негативную реакцию. Тем временем под боком у Иракского Курдистана уже существует Сирийский Курдистан: государственное образование, о создании которого было объявлено в марте 2016 г. Его территория контролируется Высшим курдским советом и подчиненными ему вооруженными формированиями.

Не обострится ли вслед за Ираком курдская проблема и в Сирии? Насколько адекватна тут позиция России, которая, с одной стороны, выступает за территориальную целостность государств региона, а с другой — считает курдов в какой-то мере союзниками в борьбе с терроризмом? Ситуацию для АиФ.ru прокомментировал директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров.

Владимир Кожемякин, АиФ.ru: — Семён Аркадьевич, как референдум повлияет на ситуацию в Сирии? Могут ли Иракский и Сирийский Курдистаны объединиться?

Семён Багдасаров: — Политические партии в Иракском Курдистане и Сирийском Курдистане разные, и зачастую выступают оппонентами по отношению друг к другу. Общего между ними не так уж много. Хотя, если в Иракском Курдистане начнётся война, то сирийские курды наверняка придут на помощь своим «братьям».

Схематично ситуация выглядит так. Иракский Курдистан — это автономия в составе Ирака. Номинально она была ещё при Саддаме Хусейне, но с 2003 г. существует де факто как независимое государство. Мы и хотим с Багдадом дружить, и понимаем, что в Иракском Курдистане сосредоточено более 60% всей иракской нефти. В этом регионе давно и успешно работают российские энергетические компании: «Роснефть», например, за год вложила туда 4 млрд долларов. Вот мы пока и говорим, что и курдов надо уважать, и территориальную целостность Ирака тоже.

В Сирии тем временем действуют Сирийские демократические силы, основу которых составляет партия Демократического союза, также созданная курдами. Это аффилированная с Рабочей партией Курдистана структура с идеологией левого толка. 22 сентября они провели у себя муниципальные выборы. Они наши союзники и хотят с нами дружить. Но мы с ними дружить в ответ не можем, потому что дружим с Дамаском, который настроен по отношению к курдам негативно. Кроме того, теперь мы снова подружились с Анкарой, а турки тоже против курдов... Вот в этой политической мешанине мы и стараемся как-то лавировать.

— Не станет ли ситуация с референдумом в Ираке спусковым крючком для распада Сирии?

— Сирия как единое государство уже фактически не существует. На 18-20% её территории функционирует самопровозглашённая Федерация северной Сирии, где доминируют Сирийские демократические силы и где находится американская инфраструктура, военные базы США. Ещё примерно 15% сирийских земель — так называемые зоны деэскалации. Ну и так далее... О какой территориальной целостности страны тут можно говорить?

— А если после референдума в регионе начнётся война? Ведь против независимого Иракского Курдистана выступили все: Ирак, Турция, Иран, США...

— Правильно, потому что это пример создания независимого курдского государства. А они все его очень боятся. Но Иракский Курдистан — это уже свершившийся факт, как и Федерация северной Сирии с преобладанием курдов. Значительная часть территории Турции, особенно сельские районы, также контролируется партизанами Рабочей партии Курдистана. В Иране начинается похожий процесс. А что вы хотели? Курды — сорокамиллионый народ. И, кстати, очень драчливый.

Если в этом регионе начнётся война, то отряды самообороны партии «Демократический союз» не останутся в стороне. Их лидер Салих Муслим уже сказал, что мы, мол, пойдём на помощь нашим иракским братьям. Между «Демократическим союзом» и РПК хватает противоречий, но, если в регионе начнётся война, все курды выступят едино.

Сейчас иракское правительство требует аннулировать результаты референдума. Багдад поставил курдам ультиматум, принять который они просто не могут. Правительственные войска выдвинулись в сторону Киркука, который находится под контролем курдов. Жители там уже начали мобилизацию. А Киркук, между прочим, — это свыше 50% иракской нефти... Бикфордов шнур зажжён, и остаётся лишь ждать взрыва. Что теперь делать курдам? Капитулировать? Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани сейчас говорит, что, дескать, «год-два мы будем вести переговоры»... Но это же не распад Чехословакии в результате бархатной революции! Это Ближний Восток: кто ему, Барзани, даст эти год-два? На него и свои курды давят, чтобы он срочно ввёл независимость, и Ирак с его ультиматумом.

— Какую позицию в этой ситуации лучше занять России?

— Выжидательную. Наблюдать со стороны. Больше ничего пока сделать нельзя.



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Рашит ханнанов
    |
    16:57
    29.09.2017
    2
    +
    -
    К сожалению, России слишком однобоко подходила к проблеме курдов. Между тем, курды на протяжении веков вели экстремистскую деятельность в этом регионе. Даже несмотря на то, что им всегда предоставлялись очень широкие возможности. Проблема в том, что курды представляют собой очень разношерстную публику. Т.е. среди них есть, пусть хоть и формальные, но мусульмане. Причем опять-таки самых различных направлений. Также есть язычники, атеисты и христиане. Объединиться между собой они могут только на основе крайне националистических взглядов. Курды потеряли свою государственность давно. В данный момент у них полностью отсутствует политическая культура. Т.е. нет ни деятелей, ни традиций, которые позволили бы создать нормальное светское или религиозное государство. Причем в силу разношерстности этой нации и наработать соответствующие традиции в нынешних условиях они не смогут. Поэтому вся энергия этой нации выльется в в организацию череды войн. Потому что только таким образом, т.е. спекулируя на патриотической теме их политики смогут хоть как-то объединяться и удерживаться у власти.
  2. Рашит ханнанов
    |
    19:36
    29.09.2017
    1
    +
    -
    Ренат Мавлютов: Ренат, дело в том, что курды жили в исламском мире. А исламский мир отличает то, что роль государства в жизни мусульманина не так значительна как, например, в европейской цивилизации. Ибо мусульмане сами сознательно стремятся соблюдать все предписания Всевышнего. Ведь Шариат - это свод самых разумных законов. 90 процентов сути юридических предписаний любых нормальных светских государств попросту идентичны с нормами Шариата. Но людям это невдомек. А темные силы умудряются стращать простых людей какими-то ужастиками. В действительности же, расхождения между исламским правом и светским сегодня носят во многом поверхностный характер. Это особенности в одежде и некоторых традиций в быту. Причем адекватные и умные светские люди в Европе и в России порой сами признают, что либерализм по ряду позиций зашел уже слишком далеко и стал губительным для общества. Семьи распадаются, растет сиротство при живых родителей, процветают порнография и гомосексуализм. Т.е. светское общество получает все это именно в результате несоблюдения тех самых 10 процентов предписаний Всевышнего, и которые они так любят осуждать в Шариате. К чему я это говорю? Для того, чтобы показать, что в нормальном обществе многие институты (учреждения) светского общества просто не нужны. Человек не только должен соблюдать правила, но и сам по собственному почину делиться с неимущими. Таким образом, в исламском мире государство абсолютно не указывает человеку как и где ему жить и чем заниматься. Т.е. государство не занимается коллективизациями, раскулачиваниями, мобилизациями и репрессиями. В разумных рамках человек свободен абсолютно. По этой причине в в свое время в состав Халифата или Османской империи входили многие народы и страны. И они мирно сосуществовали долгие годы. Пока их не разрушили темные силы, которые использовали националистические идеи в том числе. Ислам не признает притеснений по национальному признаку. Сегодня мир сам по себе стал глобальным. Те же турки, например, рвутся в Евросоюз. Курдов можно было бы понять, если бы их притесняли. Но этого же нет. В той же Сирии, где 85 процентов населения арабы-сунниты, заправляют шииты, в том числе курды. Поэтому Вы правильно говорите , что курды сегодня проповедуют чистый нацизм. Только сто лет курдам не позволили претворить в жизнь эти нацистские идеи. А сегодня у них появляется такая возможность. Т.е. не согласен с Вами тут в том, что проблема была бы тогда решена.
Комментарии (5)
  1. Рашит ханнанов
    |
    16:57
    29.09.2017
    2
    +
    -
    К сожалению, России слишком однобоко подходила к проблеме курдов. Между тем, курды на протяжении веков вели экстремистскую деятельность в этом регионе. Даже несмотря на то, что им всегда предоставлялись очень широкие возможности. Проблема в том, что курды представляют собой очень разношерстную публику. Т.е. среди них есть, пусть хоть и формальные, но мусульмане. Причем опять-таки самых различных направлений. Также есть язычники, атеисты и христиане. Объединиться между собой они могут только на основе крайне националистических взглядов. Курды потеряли свою государственность давно. В данный момент у них полностью отсутствует политическая культура. Т.е. нет ни деятелей, ни традиций, которые позволили бы создать нормальное светское или религиозное государство. Причем в силу разношерстности этой нации и наработать соответствующие традиции в нынешних условиях они не смогут. Поэтому вся энергия этой нации выльется в в организацию череды войн. Потому что только таким образом, т.е. спекулируя на патриотической теме их политики смогут хоть как-то объединяться и удерживаться у власти.
  2. Ренат Мавлютов
    |
    18:52
    29.09.2017
    0
    +
    -
    Рашит ханнанов: Пожинаем решения столетней давности, когда курдам в Локарно отказали в создании собственного государства, теперь их ведет идея построения национал-социалистического государства "ближневосточного типа", им не нужны религия или традиции как объединяющей элемент, им нужен чистый нацизм....
    • Рашит ханнанов
      |
      19:36
      29.09.2017
      1
      +
      -
      Ренат Мавлютов: Ренат, дело в том, что курды жили в исламском мире. А исламский мир отличает то, что роль государства в жизни мусульманина не так значительна как, например, в европейской цивилизации. Ибо мусульмане сами сознательно стремятся соблюдать все предписания Всевышнего. Ведь Шариат - это свод самых разумных законов. 90 процентов сути юридических предписаний любых нормальных светских государств попросту идентичны с нормами Шариата. Но людям это невдомек. А темные силы умудряются стращать простых людей какими-то ужастиками. В действительности же, расхождения между исламским правом и светским сегодня носят во многом поверхностный характер. Это особенности в одежде и некоторых традиций в быту. Причем адекватные и умные светские люди в Европе и в России порой сами признают, что либерализм по ряду позиций зашел уже слишком далеко и стал губительным для общества. Семьи распадаются, растет сиротство при живых родителей, процветают порнография и гомосексуализм. Т.е. светское общество получает все это именно в результате несоблюдения тех самых 10 процентов предписаний Всевышнего, и которые они так любят осуждать в Шариате. К чему я это говорю? Для того, чтобы показать, что в нормальном обществе многие институты (учреждения) светского общества просто не нужны. Человек не только должен соблюдать правила, но и сам по собственному почину делиться с неимущими. Таким образом, в исламском мире государство абсолютно не указывает человеку как и где ему жить и чем заниматься. Т.е. государство не занимается коллективизациями, раскулачиваниями, мобилизациями и репрессиями. В разумных рамках человек свободен абсолютно. По этой причине в в свое время в состав Халифата или Османской империи входили многие народы и страны. И они мирно сосуществовали долгие годы. Пока их не разрушили темные силы, которые использовали националистические идеи в том числе. Ислам не признает притеснений по национальному признаку. Сегодня мир сам по себе стал глобальным. Те же турки, например, рвутся в Евросоюз. Курдов можно было бы понять, если бы их притесняли. Но этого же нет. В той же Сирии, где 85 процентов населения арабы-сунниты, заправляют шииты, в том числе курды. Поэтому Вы правильно говорите , что курды сегодня проповедуют чистый нацизм. Только сто лет курдам не позволили претворить в жизнь эти нацистские идеи. А сегодня у них появляется такая возможность. Т.е. не согласен с Вами тут в том, что проблема была бы тогда решена.
      • Ренат Мавлютов
        |
        21:15
        29.09.2017
        1
        +
        -

        Рашит ханнанов: Уважаемый Рашит, "...курды жили в исламском мире"..., курды жили и в доисламском мире, а сейчас они хотят жить в нефте-баксовом мире благо нефть прям под ногами у них, а такой мир в курдском (да и не только) варианте возможен только под эгидой тоталитаризма исправно поперченного радикальным национализмом, мечтами о социальной справедливости и постоянной агрессии на всех "не курдов"... И я не говорил о решении курдской проблемы, я уже давно говорю что этот чудовищный нарыв лопнет так что ИГ(запрещенная в России организация) покажется майскими цветочками.....

        • Рашит ханнанов
          |
          21:43
          29.09.2017
          1
          +
          -
          Ренат Мавлютов: Проблема в отсутствии в России грамотных специалистов по Востоку. А о том, что курды еще принесут много новых бед мы с Вами оба говорили еще три года назад. Т.е. мнения наши совпадали. Хотя нюансы есть. Что касается АиФ, то это, вроде бы, первая статья за все эти годы, в которой обсуждается возможность появления проблем. И если уж это начинает доходить до российских политологов, то значит скоро может рвануть. Собственно говоря, интерес в том, чтобы на Ближнем Востоке возникли новые очаги конфликтов , у определенных сил есть. Но в их руках все мировые СМИ, и они настолько ловко манипулируют общественным сознанием и даже правительствами различных государств, что большинство людей пребывает в абсолютном заблуждении. Уже и российские военные не раз сталкивались с тем, что террористов специально поддерживают спецслужбы США и Запада и т.д. и т.п.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что известно о фильме «Матрица 4»?
  2. Какую справку для детских садов отменили в Москве?
  3. Кто такая Александра Назарова?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ