Эпидемия коронавируса не стала поводом для изменения или хотя бы корректировки политического курса, взятого Украиной в последние годы. Никакой COVID-19 не может помешать деятельности так называемых «декоммунизаторов».
«Осмысление природы и последствий тоталитарного прошлого»
Областной литературно-мемориальный музей писателя Николая Островского в Шепетовке Хмельницкой области Украины отныне станет «Музеем пропаганды». Об этом сообщила пресс-служба Украинского института национальной памяти (УИНП). Как заявляет директор музея Наталья Никонова, решение о перепрофилировании музея было утверждено 28 марта на 31-й внеочередной сессии Хмельницкого облсовета 46 голосами при 8 «против» и 6 воздержавшихся.
Как рапортует начальница Управления институционального обеспечения политики национальной памяти УИНП Наталья Иванченко, коллектив музея не сидел сложа руки и готовился к изменениям с 2015 года: «Были внесены изменения в экспозиции, разработан экскурсионно-квестовый маршрут по городу, проработаны экскурсионные программы. Музей привлекал ведущих экспертов к решению сложных вызовов, стоящих перед ним». В итоге решено было превратить учреждение в «Музей пропаганды» «с учетом современных вызовов — информационной войны против Украины со стороны России».
«В основе новой научной концепции будет осмысление природы и последствий тоталитарного прошлого сквозь призму исследования средств, видов, механизмов воздействия пропаганды на сознание людей», — заявила директор музея Наталья Никонова.
«Опыт перепрофилирования Музея Николая Островского будет чрезвычайно полезным для многих украинских музеев», — вторит ей пани Иванченко.
Почему сталь закалялась
«Напомним, что советский писатель украинского происхождения Николай Островский подпадает под действие Закона Украины „Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики“, — говорится в сообщении на сайте УИНП, — поскольку занимал должности секретаря райкомов комсомола... В июне 1924 года был зачислен бойцом Отдельного Шепетовского батальона ЧОН (часть особого назначения) Красной армии, а в 1936 году ему было присвоено звание бригадного комиссара Политуправления РККА. В связи с этим имя Островского не может фигурировать в названиях объектов топонимики, предприятий, учреждений, организаций. Также Николай Островский известен своим романом „Как закалялась сталь“, который советская власть активно использовала в пропаганде. В своих произведениях писатель транслировал коммунистические взгляды на украинское национально-освободительное движение 1917-1921 годов».
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить», — эти пронзительные строки в Советском Союзе знал каждый.
Островский прожил на этой земле всего 32 года, девять из которых он был прикован к постели тяжелой неизлечимой болезнью. Лишившийся зрения, испытывавший сильнейшие боли, он продолжал работать над книгой, поражая окружающих невероятной мощью духа.
Уроженец Волынской губернии, еще подростком он примкнул к большевикам и всю свою жизнь посвятил борьбе за счастье трудового народа. Сражался на фронтах Гражданской и советско-польской войн, боролся с бандитизмом в тылу. Когда нужно было в тяжелейших условиях строить железную дорогу для подвоза дров в Киев, Островский, чье здоровье к тому времени было подорвано ранениями и болезнями, брался за работу наравне с остальными, не делая себе скидок.
Глубокой осенью 1922 года Николай спасал лесосплав на Днепре, остановленный ранним льдом. После этого он оказался на больничной койке, а медики, пораженные состоянием организма Островского, признали его инвалидом 1-й группы. Но он продолжал работать, пока мог передвигаться. А потом, когда организм окончательно подвел, нашел себе силы вдохновлять других работой писателя.
Островский успел создать только одно законченное произведение — повесть «Как закалялась сталь». Ее герой Павка Корчагин, во многом списанный Островским с себя, стал символом молодежи времен революции и примером для подражания на десятилетия вперед. Развал СССР привел к тому, что отношение к Островскому резко поменялось. Его взгляды стали немодным, его самопожертвование принялись высмеивать.
В России, тем не менее, музеи писателя сохранились, хотя и в видоизмененной форме. Так, музей-квартира Николая Островского в Москве функционирует с 1992 года как культурный центр «Интеграция» имени Н. А. Островского, специализирующийся на поддержке людей с инвалидностью.
Павка Корчагин — герой Китая
Если в России слава Корчагина и его автора померкла, то полуторамиллиардном Китае ситуация обстоит иначе. Опросы показывают, что Островский входит в число наиболее известных в Китае русских писателей, а его герой по-прежнему остается примером для подражания китайской молодежи. Шутка ли — в стране вышло в свет свыше сотни разных версий перевода романа «Как закалялась сталь», а общий тираж насчитывает более 15 млн экземпляров. Снятый 2000 году 20-серийный сериал по книге был отмечен в КНР как лучший фильм года. Сами китайцы говорят, что Корчагин — это герой не одной страны, а всего мира. Его история оказалась близка менталитету китайцев, для которых тема самопожертвования и служения своему народу — не пустой звук.
Молодые медики, по призыву Компартии Китая отправлявшиеся на борьбу с коронавирусом в Ухане, были воспитаны на примере героя книги «Как закалялась сталь». Не будет преувеличением сказать, что их на свой собственный подвиг вел за собой Корчагин. Может, и благодаря этому китайцам удалось в кратчайшие сроки справиться со вспышкой эпидемии, которую не удается оседлать ни США, ни странам Евросоюза.
Музея Николая Островского в Шепетовке, где писатель много лет жил и трудился, был открыт в 1946 году. Новое здание музея, построенное на деньги комсомольцев, было построено в 1979 году. Здание само по себе считается произведение архитектурного искусства и занесено в международные каталоги.
Исполин духа и лица с пониженной ответственностью
То, что происходит в музее в последние годы, иначе как осквернением памяти Островского не назовешь. Там, например, на регулярной основе чествуют «героев АТО» — карателей, участвовавших в попытке поставить Донбасс на колени.
На сайте музея можно узнать, что «в 2016 году открыта экспозиция „Борцы за Украину“, где раскрываются события Революции Достоинства, оккупации АР Крым Россией, военные действия на Востоке Украины».
Чтобы сделал бы Павка Корчагин с Натальей Никоновой, Натальей Иванченко и всем Украинским Институтом национальной памяти? Он сделал бы то, что делали с подобными в суровые времена Гражданской войны. И нельзя сказать, что подобная участь для эти, с позволения сказать, «историков» и «музейных работников» была бы незаслуженной.
Удел одних — преодолев боль и страдания, обрести бессмертие, удел других — стоять на «политической панели». Впрочем, ни у каждой работницы «панели» социальная ответственность понижена так, как у пани Никоновой и пани Иванченко.
Корчагин и сегодня помогает побеждать тем, кто в нем нуждается.
В 1935 году Николай Островский в письме к комсомольцам аммиачного завода г. Березники писал: «... Фашизм безнадежно попытается разгромить нашу страну. И вам, второму поколению комсомола, придется грудь с грудью столкнуться в последнем и решительном бою с этим проклятием человечества. ... И когда надо будет взяться за оружие, то вы покроете себя неувядаемой славой и укрепите своими руками красные штандарты в Варшаве и Берлине, там, где мы не смогли их укрепить в 1920-м. Борьба продолжается...»
Островского уже не было в живых, когда его предсказание сбылось и советские комсомольцы, сломавшие хребет фашизму, подняли красные знамена над Варшавой и Берлином.
Остался ли кто-то, способный продолжить борьбу с коричневой чумой на Украине сегодня?