Примерное время чтения: 5 минут
2016

Мертвый груз. «Абрамсы» на Украине могут стать музейными экспонатами

Сюжет Спецоперация РФ в Донбассе и на Украине
М1А1 Abrams
М1А1 Abrams / Sgt. Andres Chandler / www.globallookpress.com

США уже отказались от поставленных Киеву танков «Абрамс», теперь они уже не считаются американскими, а стали после передачи украинскими. Теперь ВСУ могут распоряжаться ими по своему усмотрению и направлять на любой участок фронта. Также украинской армии придется не только самостоятельно управлять М1А1 Abrams, но и заниматься их техническим обслуживанием, заправкой, ну и, собственно, снарядами обеспечивать. Ничего этого на Украине нет — всё будет привозным, а значит, потребует создания целой логистической схемы.

Нет механиков и топлива

Танк сам по себе очень сложный с технической точки зрения механизм, который, помимо самого производства, требует регулярного обслуживания.

Ну, в этой фразе нет никакого открытия — внимания требует и обычный легковой автомобиль, иначе он раньше времени выйдет из строя. Вот только с танком, тем более с таким «навороченным», как американский «Абрамс», проблем гораздо больше, чем с тем же подержанным седаном «Форд». В случае с танком обычным автосервисом не отделаешься. И в случае поломки «Абрамса» украинский прапорщик-технарь сгонять к земляку в соседнее подразделение за какой-то деталью точно не сможет.

Сейчас, уже по факту передачи 31-го танка М1А1 Abrams Украине, издание Newsweek пишет, что их поставили слишком поздно и эти машины «доставят ВСУ большие проблемы». Как отмечает британский аналитик Марина Мирон, Киеву придется создавать новые цепочки поставок боеприпасов, запчастей и топлива для этих танков.

«Все это создаст проблемы не только по поставкам, но и сделает танки привлекательными объектами для российской артиллерии и беспилотников», — считает эксперт. 

Поставленные Украине через Германию американские танки «Абрамс» получили в придачу и первоначальный «пакет» боеприпасов в виде снарядов 120-мм натовского калибра, и «набор юного механика» для технического обслуживания этих боевых машин. Этого хватит на первое время, но не более. А вот как быть дальше? Опять всё везти из США через Европу? 

«Со снарядами для танковых пушек “Абрамсов” на Украине проблема может возникнуть только из-за их потребности для Израиля, — рассказал aif.ru военный аналитик, профессор Академии военных наук Виталий Струговец. — Снаряды калибра 120 мм Киев получил еще под “Леопарды” немецкого производства и британские “Челленджеры”, в каком количестве — неизвестно, но вряд ли их может быть много. Здесь есть другая заковыка — техническое обслуживание и особое топливо для танков.

У тех же вооруженных сил США под ремонтную базу своих танков есть выстроенная схема. Во время войны в Ираке они восстанавливали частично поврежденные танки вблизи линии боевого соприкосновения, что позволяло вернуть их в боевой порядок. Это огромная структура с большими техническими возможностями. Для Украины такую никто не предоставит, а ремонтировать “Абрамсы” при помощи кувалды вряд ли получится. Соответственно, даже при незначительной поломке или боевом повреждении их придется эвакуировать с поля боя, а потом везти на ремонтные базы в Германии. Это и время, и колоссальные финансовые затраты.

Опять же топливо для танков — “Абрамсы” не “едят” абы какую дизельную заправку, им нужна солярка особого качества, которой на Украине просто нет. Значит, должны привозить из Европы, причем эшелонами с цистернами, которые наверняка будут в прицеле российских средств поражения. А без заправки, сами понимаете, танк — это лишь музейный экспонат, который передвигаться может лишь на железнодорожной платформе или автомобильном трейлере.

Поэтому говорить о какой-то значимости американских “Абрамсов” в ходе украинского контрнаступления преждевременно. К каждому такому танку нужно привязать бочку с топливом, машину с боеприпасами и отряд механиков. Эффект сомнителен, да и численность в 31 танк — это чуть меньше батальона по натовским стандартам».

Горение «Абрамсов»

Первое боевое крещение танков «Абрамс» пришлось на войну в Персидском заливе, во время освобождения Кувейта от иракской оккупации. США отправили туда в общей сложности 1 800 Abrams разных модификаций. Им противостояло 1000 иракских танков Т-72 советского производства, которые были сняты с вооружения еще до производства «Абрамсов». Победа была за американскими танками, они хотя и потеряли, по данным Пентагона, 23 машины, но смогли добиться превосходства.

В иракской войне 2003-2011 годов безвозвратные потери танков Abrams составили 37 машин, ещё около 80 не подлежало восстановлению. 530 танков отправились в ремонт по разным техническим причинам. Основное поражение «Абрамсам» наносилось ручными противотанковыми гранатометами еще советского производства РПГ-7. Во время войны в Афганистане 2001-2021 годов армия США использовала 14 танков «Леопард», два из них были подорваны, но подлежали восстановлению.

Репутацию «Абрамсов» изрядно подмочил вооруженный конфликт на севере Ирака в 2014 году. США передали иракской армии 140 М1А1, в боевом состоянии вскоре осталось лишь 40 машин, 47 были уничтожены с применением ПТУР, остальные вышли из строя по техническим причинам. С 2018 года Ирак стал закупать российские танки Т-90.

Перспектива танков Abrams на Украине вообще представляется сомнительной. Во-первых, из-за малочисленности погоды они не сделают. Во-вторых, они, как и любой другой танк, уязвимы перед российскими ПТРК. В-третьих, вот совсем не вовремя приехали — в самую грязь осенней распутицы. Об уничтожении первого «Абрамса» пока не сообщалось.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах