Пока немцы отказывают Украине в передаче дальнобойных крылатых ракет Taurus, в Киеве решили пойти от обратного: получить сначала их носители, самолеты, а «хозяин» сам додавит Германию на принятие «правильного решения». Тему с получением от Швеции боевых самолетов Saab JAS 39 Gripen озвучил руководитель совета резервистов сухопутных войск ВСУ Иван Тимочко. Уровень чиновника, конечно, мелковат. Но даже этой «говорящей головы» вполне хватает, чтобы забросить удочку НАТО: Швеция, как-никак, одной ногой уже там.
Шведы, бегущие впереди паровоза
Именно так можно обрисовать картину участия Швеции во всевозможных коалициях военной помощи Украине. Общий объем помощи для ВСУ перевалил за $1,5 млрд: танки Strv 122 (шведская версия Leopard 2A5), САУ Archer, инженерные машины БРЭМ Bgbv 90 и боевые машины пехоты CV90. И это только самые крупные единицы вооружения, поставленные и уже принимающие участие в боевых действиях в составе украинской армии.
Кстати, к шведским самолетам Украина уже проявляла интерес прошлым летом. На сайте шведского правительства в сообщении об очередном пакете военной помощи для Киева появился пункт о выделении денежных средств на «ознакомительное обучение украинских пилотов и связанного с ним авиационного персонала на JAS 39». Тогда у шведов «лишних» самолетов не нашлось, да и США подтвердили свое намерение передать Украине свои F-16. Американских самолетов, как и обученных пилотов, на Украине до сих пор нет, но Вашингтон обещает к лету проблему решить.
«Я уже не раз говорил, что ни один самолет НАТО, появившийся в зоне СВО, не сможет завоевать воздушное пространство и безнаказанно атаковать российские объекты, — считает генерал-майор ВВС, военный эксперт Владимир Попов. — И это мы говорим только о боевых характеристиках машин, их потенциальных возможностях. Но не забывайте, что под каждый тип иностранных самолетов должна быть создана ремонтно-техническая база. А это и оборудование, и обученный персонал. Не сможет один и тот же техник обслуживать и американские, и шведские, и советские самолеты».
Шведские «несушки» для немецких «быков»
Пока суть да дело, Киев решил еще раз переговорить со шведами о приобретении самолетов. Тем более что Швеция — почти что страна НАТО, еще чуть-чуть, и она официально вступит в их ряды. А значит, к немецким ракетам можно получить шведские самолеты, или наоборот.
«Те же Taurus — их надо с чего-то пускать. Их, к сожалению, нельзя унифицировать и приспособить к тем пусковым установкам, которые есть на Украине. Но шведы заговорили о готовности передать Украине истребители „Грипен“ ... они имеют пусковые места для Taurus», — рассказал украинский чиновник.
Судя по шведскому настрою и желанию бежать впереди паровоза, на Украине действительно могут оказаться самолеты Saab JAS 39 Gripen. Работы российским ВВС и ПВО, конечно, добавится, но не больше. Тем более что если бежишь перед паровозом, то велик риск попасть под поезд.
«Убийца Су-35» оказался летающей «Икеей»
Пока Швеция была нейтральным государством, их самолеты, как это ни странно, были символами холодной войны за свои хищные и «инопланетные» формы корпуса. Но это были самолеты для внутреннего пользования. Затем Швеция решила предложить миру новую концепцию самолета. Как говорят, в «одном флаконе» и разведчик, и штурмовик, и легкий бомбардировщик, и истребитель. Что-то вроде мебели из «Икеи», на все случаи жизни. Так появился самолет Saab JAS 39 Gripen (Грифон). Шведы сразу назвали его «истребителем пятого поколения», а заодно «убийцей Су-35».
Самолет в целом получился неплохой, но вместо пятого поколения тянул на один «плюс» к четверке, поколение 4+, а про «черный пояс против Су-35», как его рекламировали, вообще стоило забыть. Это принципиально разные самолеты, для Су-35 шведский истребитель — просто мелкая дичь.
Так что интерес Украины к самолетам Gripen скандинавов заинтересовал. Появилась возможность пристроить «Грифона» по сходной цене и не остаться в накладе.