Боевые потери танков Leopard немецкого производства оцениваются в 12 машин. Вероятно, что и больше, ведь российские средства поражения уничтожают бронированные цели на значительном удалении от линии соприкосновения, и не всегда есть возможность танки идентифицировать. Неизвестно и количество вышедших из строя машин по иным техническим причинам. А вот ремонтировать и восстанавливать «Леопарды» в самой Украине негде.
Что немцу с поляком плохо, русскому хорошо
Схлестнулись два «автосервиса» по ремонту танков Leopard, поврежденных на Украине. С одной стороны — два немецких производителя танков Rheinmetall и Krauss-Maffei Wegmann, с другой — польский оружейный завод PGZ. Изначально предполагалось создание совместных центров ремонта на территории Польши в Гливицах, где находится оборонный завод «Бумар-Лабенды», и на военно-автомобильном заводе в Познани. Финансирование на себя обязалось взять правительство Германии.
Договоренность о ремонте танков была достигнута в мае, ещё до начала украинского контрнаступления, во время которого российские войска и наколошматили дюжину «Леопардов». Однако даже сейчас, казалось бы, в «пик ремонтных работ», предприятия простаивают, а специалисты сидят без дела. «Партнеры» не сошлись в цене, поскольку Польша затребовала гораздо больших средств для ремонта. И, скажем, если Германия первичную процедуру диагностики поврежденного танка оценивает в 12 тысяч евро, то поляки требуют за подобную процедуру 100 тысяч евро. А денежки-то дает Берлин, который рачителен в расходах, поэтому, пока идут переговоры по консенсусу с Варшавой, Киев поврежденные танки не получит.
Украинским «Винтику» и «Шпунтику» Leopard не по силам
На самой Украине возможностей для более-менее серьезного ремонта поврежденной техники нет. Танковый завод в Харькове, который ранее производил танки Т-80, фактически прекратил существование, его оборудование вывезено по разным городам на западе Украины. И если украинские «винтик и шпунтик» хоть как-то могут подлатать танк Т-72, то вот восстановить Leopard они просто не в состоянии. Нет ни ремонтной базы, ни запасных частей.
«Танк “Леопард” сам по себе сложен в обслуживании и к тому же очень капризен, — рассказал aif.ru военный эксперт полковник запаса Анатолий Матвейчук. — Для обеспечения его полноценной деятельности, помимо самого обученного экипажа, требуется восемь вспомогательных служб. В них входят топливные, инженерные, учебные, ремонтные, снабженческие, эвакуационные, оружейные и вспомогательные подразделения. А это ещё и инженерные машины, и площадки для проведения ремонта. ВСУ же получили танки “Леопард” без всего этого “обоза” обеспечения. Вполне естественно, что названная немцами лучшими в мире техника выходит из строя. Не говоря уже о подбитых танках, которые требуют серьезного ремонта на заводах-изготовителях или на профильных предприятиях. А коль их не ремонтируют, то можно смело списывать на безвозвратные потери».
Финансовая подоплека этого европейского танкового скандала между Германией и Польшей завязана и на ряде политических противоречий Берлина и Варшавы. Взаимных претензий, связанных в том числе с поставками вооружений для Украины, предостаточно. И пока немцы с поляками ссорятся и высчитывают выгоду, «Леопарды» стоят обездвиженными.