Примерное время чтения: 7 минут
128

Как можно оценить итоги саммита «нормандcкой четверки» для России?

Сюжет Саммит «нормандской четверки» в Париже
Ответ эксперта

В понедельник, 9 декабря, в зале Мюрата Елисейского дворца в Париже состоялась встреча участников «нормандской четверки» — президента России Владимира Путина, президента Украины Владимира Зеленского, президента Франции Эмманюэля Макрона и канцлера Германии Ангелы Меркель

В ходе саммита также прошла первая встреча российского и украинского президентов. В общей сложности переговоры в «нормандском формате» шли пять с половиной часов, из которых около полутора часов ушли на двустороннюю встречу Путина с Зеленским.

Какими будут последствия договоренностей? 

По итогам участники саммита приняли совместное коммюнике, в котором говорится о трех пунктах — мерах по стабилизации ситуации на Донбассе, обмене пленными и внесении формулы Штайнмайера в закон об особом статусе. 

Меры по стабилизации ситуации в зоне конфликта

Во время встречи стороны договорились об установлении перемирия до конца 2019 года, а также о создании трех новых районов отвода сил к концу марта 2020 года и разминировании районов, где отвод осуществлен. Также стороны приняли решение о продлении миссии ОБСЕ и круглосуточном мониторинге прекращения огня. По словам Путина, в вопросе урегулирования ситуации на Донбассе произошло «потепление», а достигнутые договоренности дают основания полагать, что процесс идет в правильном направлении. 

Вместе с тем участники не договорились об обеспечении развода сил по всей линии соприкосновения. Стороны также не достигли соглашения в вопросе возвращения Украине контроля над границей. По мнению политолога Владимира Брутера, встреча в Париже была обычной рабочей встречей, которая не дала и не могла дать каких-то конкретных результатов. Как считает эксперт, также не стоит рассчитывать, что Киев будет выполнять Минские соглашения.

«Сколько времени будет продолжаться развод войск, если каждые четыре месяца речь будет идти о трех точках? Для того чтобы договориться об обмене пленными, не нужна была встреча руководителей. Для того чтобы договориться о разведении войск в трех новых контрольных точках, вполне достаточно было Контактной группы. Более того, по этим вопросам раньше вообще не было никаких принципиальных расхождений. По факту позиции сторон по ключевым вопросам так и не сблизились, поэтому в такой встрече не было особой необходимости. Собственно на пресс-конференции, когда Зеленский произносил свое вступительное слово, он оговорился по поводу того, что он требует. Эти требования, на мой взгляд, полностью противоречат тому, что написано во вторых Минских соглашениях. Президент Украины реально требует ревизии соглашений, и это частично подтвердила Меркель, которая заявила, мол, давайте их поменяем. С этим очень ограниченно согласился Путин, заявив, что там есть пункты, которые предполагают трактовки, которые можно изменить. Но в целом Киев не собирается выполнять Минские соглашения. И тогда договориться можно будет лишь за счет серьезных уступок со стороны ЛНР и ДНР», — говорит Брутер.

Обмен пленными 

Лидеры «нормандской четверки» призвали Контактную группу обеспечить обмен «всех на всех» до конца года и предоставить Красному кресту «полный и безусловный доступ ко всем удерживаемым лицам». По словам Зеленского, обмен пройдет до Нового года — возможно, 24 декабря. Предполагается, что домой смогут вернуться около 300 человек, которые содержатся в российских и украинских тюрьмах, а также в ДНР и ЛНР.

Формула Штайнмаера 

На встрече Владимир Путин заявил о необходимости внести изменения в Конституцию Украины. Президент России считает, что необходимо синхронизировать процесс перемирия на Донбассе с проведением на Украине политических реформ, предусмотренных Минскими соглашениями. В частности, Путин указал на необходимости предоставления особого статуса Донбассу на постоянной основе и имплементации формулы Штайнмаера. Однако Зеленский заявил, что Украина не будет менять конституцию под внешним влиянием. По его словам, нового закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, в которых должна была быть вписана утвержденная на Минских переговорах формула Штайнмайера, пока не будет. На нормандской встрече была согласована лишь пролонгация ныне действующего закона. 

«Зеленский сказал о том, что он продлит на год закон об особом статусе. Мне такое решение кажется паллиативным, потому что оно не предполагает инклюзивный вариант для ДНР и ЛНР. Сам по себе закон никаких прав ЛНР и ДНР не дает. По сути, пока Украина не начнет вносить изменения в Конституцию, которые соответствуют особому статусу ЛНР и ДНР, никакой речи о том, что она собирается выполнять Минские договоренности, нет», — считает Брутер.

Политолог отмечает, что Украина так и не нашла контакт с руководством ЛНР и ДНР. «Именно та сторона, которая воюет Киевом, и является стороной конфликта, де-факто контролирует ситуацию, и именно ее Киев хочет убрать с территории ЛДНР. Когда мы видим подмену понятий, мы понимаем, что никакого продвижения к выходу на какие-то договоренности не произошло, не происходило и не видно, как может произойти», — говорит политолог. 

Соглашение по газовым поставкам и транзиту

Президентам России и Украины не удалось достичь соглашения по газу. Путин предложил Киеву скидку на 25% от цены для конечного промышленного потребителя. Это больше обещанных ранее 20%. Такой вариант, по словам Путина, возможен, если договоренности между Киевом и Москвой будут честными и взаимовыгодными. Президент Украины Владимир Зеленский со своей стороны заявил, что обсудил транзит газа и считает высокой вероятность продления контракта на поставки газа из России в ЕС через Украину после 1 января. На брифинге он сообщил, что у Украины появилось больше шансов подписать контракт «по лучшим условиям, чем до этого обсуждали наши представители».

По мнению Брутера, Украину на самом деле интересует не скидка на газ, а подача исков в международный суд. «Руководство „Нафтогаза“ контролируется из Вашингтона, и не случайно, что это одно из немногих руководств, которое Зеленский не смог поменять, хотя очень хочет. Если говорить о транзите газа, то речь может идти о заключении разового договора. Никто больше качать газ через территорию Украины в Европу не собирается. Украинские мощности газотранспортной системы в итоге будут свободны. Других претендентов, кроме России, не будет. Если нет конкурентов, то не будет и никаких прокачиваний. Если Украина будет готова с нового года перейти на такой вариант, то, как говорило российское газовое руководство, пожалуйста, нет никаких вопросов. Заключить договор нужно до начала года, а отопительный сезон уже начался», — говорит Брутер. 

Правительство Украины заявляет о том, что со следующего года Киев готов транспортировать российский газ в ЕС только по европейским правилам, но Москва хочет работать по старой схеме. Президент, а также глава «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики России Александр Новак во время встречи продемонстрировали, на каких условиях возможны газовые поставки и транзит, но, по словам Брутера, вряд ли в ближайшее время будет достигнуто соглашение. 

«Вопрос идет не о том, хочет ли Украина или Россия заключить контракт. На самом деле Киев не хочет заключать контракт, как того требует Москва, а Москва не согласна с условиями украинской стороны. Если есть какие-то промежуточные варианты, то я считаю, что аренда ГТС для конкретного прокачивания на конкретное время — вполне подходящий вариант, и сосредоточиться нужно именно на нем», — считает политолог.

На сегодняшний день ключевой проблемой в газовых переговорах остается статус $2,5 млрд, которые «Газпром» проиграл «Нафтогазу» по решению Стокгольмского арбитража. Россия считает решение несправедливым и не хочет платить эти деньги, а Украина не считает возможным от них отказаться. Помимо этого стороны не могут достичь соглашения по объемам транзита и длительности контракта, от чего, по сути, зависит стоимость прокачки газа.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах