К чему приведет транспортная блокада Калининграда со стороны Литвы?
Поздно вечером 17 июня Литва уведомила Россию о прекращении железнодорожного транзита ряда грузов, попадающих под санкции Евросоюза. В МИДе прибалтийской страны объяснили это не своим собственным решением, а исполнением четвертого пакета санкций Евросоюза.
Решение означает, что под запрет могут попасть от 40% до 50% всех транзитных грузов, сказал губернатор Калининградской области Антона Алиханова в своем экстренном обращении, записанном после полуночи 18 июня.
Какие грузы попали под запрет?
«Это в том числе строительные материалы — цемент, металлы, важные для строительства и для производства, а также готовая продукция, которая вывозилась с нашей территории», — сказал губернатор Алиханов.
Президент ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук Николай Межевич рассказал aif.ru, что Литва и раньше намекала на возможность транспортной блокады.
— В первый раз это произошло ещё в 2011 году, когда задолго до украинских событий. Литва давно держала в рукаве этот этот козырь. Но одно дело намекать на то, что этот козырь есть, а другое — выбрасывать карту на стол. Литва использовала эту опцию и теперь у нее обратной дороги почти нет.
Лондон и Вашингтон сейчас рассматривают Литву, как некое изделие, которое на определенном этапе обладает значимостью, а потом оно не нужно. Задача, которую ставят сейчас перед Литвой, заключается в том, чтобы она разбилась о Россию, принеся нашей стране максимальный ущерб.
Что будет с литовцами в случае серьезного конфликта — что они будут пить, что будут есть, в Лондоне и Вашингтоне не интересует никого.
По словам эксперта, транспортная блокада угрожает в том числе и силовым развитием конфликта между Литвой и России.
— Не хотелось бы, чтобы эта ситуация с Калининградской областью стала поводом для какого-то силового конфликта, — сказал эксперт aif.ru. — Наша задача здесь должна быть совсем иной — прекратить все торгово-экономические отношения с Литвой. Торговля с Литвой, по моему мнению, должна быть объявлена основанием для предъявления обвинения в госизмене, если на нее не выдается специальное разрешение от структур уровня Совета Безопасности. Несмотря на всю их громкую риторику, для Литвы, как и для Латвии, Россия сегодня является третьим-четвертым торговым партнером. Это может стать нашим рычагом влияния.
Судя по данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2021 году Россия импортировала из Литвы средства наземного транспорта (на сумму более 80 миллионов долларов), алкогольные и безалкогольные напитки (более 56 миллионов долларов), мебель (более 49 миллионов долларов) и другие товары.
По словам Межевича, у России пока что сохраняется возможность доставлять грузы морским путем.
— Конечно, мы справимся, но это создает для нас определенные проблемы. При этом, в Эстонии, Латвии и Литве существуют призывы запретить России судоходство на Балтике. Трудно это понять. Видимо, там уже у каждого есть свой личный противоатомный бункер. Ограничение морского пути никак на связуется с Международным правом.
По словам Николая Межевича, России есть чем ответить и в сфере культуры.
— Посмотрите что у нас получается — какие-то литовские диверсанты-режиссеры ставят за наши деньги антироссийские спектакли (Римас Туминас — ред.). Можете себе представить, чтобы в 24 году в Москве издавали Риббентропа? Или чиновник госплана СССР торговал с фашистской Италией? Я не могу. Ограничения в этой области тоже могут сыграть свою роль, — говорит эксперт.