Примерное время чтения: 8 минут
11797

Гитлер на этикетке. Как Италия зарабатывает на «вине фюрера»

«Фюрервайн» в итальянском магазине.
«Фюрервайн» в итальянском магазине. www.globallookpress.com

В канун 80-й годовщины начала Второй мировой войны любой европеец может скоротать вечер за бутылочкой «Адольфа Гитлера». Вино с фюрером на этикетке продается совершенно свободно и стоит недорого.

«У них есть своя аудитория, которая отнюдь не считает нужным скрываться»

Бутылки с Гитлером в магазинах порой занимают несколько стеллажей. Этикетки «радуют» разнообразием — вождь Третьего Рейха представлен на этикетках более чем десятком различных фотографий. Цена составляет в среднем 10,50 евро за бутылку. В магазинах на «туристических маршрутах» — от 20 до 30 евро. Непьющие фанаты Гитлера могут приобрести сувенирные кружки с ним за 5,90 евро. Рядом с Гитлером соседствует вино, «героем» которого стал вождь итальянских фашистов Бенито Муссолини. 

Первая мысль, которая приходит в голову, — перед нами фейк. Ну не может в демократической Европе происходить легитимация Гитлера на бытовом уровне. К сожалению, это не фейк, а реальность. Причем реальность, с которой, похоже, уже смирились. Журналисты АиФ.ru лично сталкивались с продукцией подобного рода. Один из наших коллег запечатлел вино с Гитлером в магазине итальянской столицы. Шока у местных, да и у части гостей Вечного города это не вызывает. Желающих приобщиться к «бутылочному фюреру» хоть отбавляй. Причем вино бывает различное. В ряде случаев это просто сделанная в фотошопе этикетка, наклеенная сверху на оригинальную. Но порой это непосредственная этикетка бутылки.

Ассортимент в итальянском магазине. Фото: АиФ/ Владимир Шушкин

Как все начиналось

Еще в 2003 году итальянская винная компания Алессандро Лунарделли выпустила серию вин, которая получила название «Вино руководителя». В линейку попал целый ряд видных политических деятелей, революционеров и даже понтификов. В частности, Советский Союз был представлен Иосифом Сталиным. Спорных личностей на этикетках хватало, но Гитлер казался явным перебором.

Первыми возмутились власти Германии. Министр юстиции ФРГ Бригитта Циприс назвала вино с Гитлером на этикетке «абсолютной безвкусицей», выразив надежду, что Италия объединит усилия с остальными странами ЕС по борьбе с расизмом и ксенофобией. Немецкие власти пообещали отслеживать ситуацию, дабы данный продукт не попал на территорию Германии.

Сам же Лунарделли и не думал останавливаться, считая свою задумку блестящей. «Фюрервайн» выпускался с 14 разными фотографиями Гитлера, а также с нацистскими лозунгами.

Гнев Германии на Италию не произвел никакого впечатления. И вино с Гитлером стало постепенно растекаться по всем торговым сетям страны.

«Это оскорбляет не только евреев, но и все человечество»

Скандалы с подобной продукцией случаются регулярно. Туристы, не готовые к встрече с фюрером на полке магазина, поднимают шум. В 2009 году француженка, приехавшая в Италию, наткнулась на винные бутылки с Гитлером в одном из супермаркетов крупной торговой сети, чей головной офис находится во Франции. Женщина, еврейка по национальности, высказала все, что думает об этом, администрации данного магазина, а затем обратилась с вопросом и к боссам сети — действительно ли они поддерживают подобную продукцию? «Мы не знали об этом», — заявили журналистам в компании, и бутылки «фюрервайна» были оперативно изъяты из продажи.

Такое решение, однако, осталось лишь частным эпизодом. Три года спустя после этой истории внимание к «фюрервайну» привлек гражданин США Мэттью Херш.

«Мы провели три ночи в Венеции, а потом приехали сюда. В понедельник около шести часов вечера, когда моя жена отдыхала в номере, я вышел пройтись. Я прошел по улочке и зашел в магазин, чтобы купить фруктов, воды и вина. И вот тогда, глядя на полки, я увидел эти бутылки. С десятком разных изображений Гитлера на этикетках», — рассказал американец журналистам издания L’Arena.

Инцидент произошел в супермаркете Flisi di Garda в Вероне. Американец возмущался: «Это оскорбляет не только евреев, но и все человечество». Администрация магазина приносила извинения и заявляла, что продукцию подобного рода покупают редко. В этом, правда, были серьезные сомнения — ведь «гитлеровская» линейка продукции вдобавок к вину пополнилась еще и пивом.

Мэр Вероны клятвенно обещал, что продукты с Гитлером раз и навсегда исчезнут из магазинов. Проверкой ситуации занялась и прокуратура Вероны. Правда, прокурор Карло Джулио Скинайя был изначально настроен скептически. В интервью L’Espresso он заявил, что попытается доказать наличие в продукции оправдания фашизма: «Это единственное правонарушение, которое можно там усмотреть, хотя стоило бы добавить в качестве нарушения человеческую глупость». Прокурор оказался прав — исправить ситуацию не удалось. Летом 2013 года скандал поднял турист из Норвегии Парет Ховард, также шокированный «фюрервайном».

«Мне кажется, есть два типа людей, которые могли бы счесть подобное смешным: те, кто разделяет взгляды этих политиков, и молодежь, которая не знает об ужасах Второй мировой войны», — заявил Ховард.

Алессандро Лунарделли, который обычно предпочитал отмалчиваться, в данном случае подал голос, заявив, что торгует этим вином уже давно. И действительно, с первого появления продукции с Гитлером к тому моменту прошло уже 10 лет. Как нетрудно догадаться, и на сей раз «фюрервайн» из оборота не изъяли. 

Фото: АиФ/ Владимир Шушкин

«Я продаю болеe 1500 бутылок за туристический сезон»

В 2018 году к теме обратилось одно из ведущих итальянских изданий La Repubblica. Журналист Паоло Берицци, изучавший причины роста неонацистских настроений, затронул и историю с «фюрервайном».

В курортном городке Йезоло журналист поговорил с владельцем супермаркета, который торгует вином с Гитлером. Хозяин заведения откровенно признался, что хорошо зарабатывает на фюрере: «Это очень прибыльный коммерческий ход, вино продается лучше знаменитых Кьянти и Бароло. Я продаю болеe 1500 бутылок за туристический сезон... Это просто бизнес. Я не понимаю тех, кто возмущается, и я против ложного морализма... Но если люди покупают их — а эти бутылки покупают действительно многие — я продолжаю их продавать». Таким образом, владелец только одного магазина только в одном курортном итальянском городе за сезон зарабатывает на «фюрервайне» 15 000 евро. Общий же ежегодный оборот данной продукции измеряется миллионами, а то и десятками миллионов евро. Собственно, если бы было иначе, фирма Лунарделли не выпускала бы с таким маниакальным упорством вино с Гитлером на этикетке.

В августе 2019 года британское издание The Sun рассказало о том, что английская туристка Анжела Томпсон, приехавшая в Италию, была шокирована, увидев на полках магазина бутылки и кружки с Гитлером. «Я слышала, что фашизм в Италии на подъеме, — призналась туристка, — но была не готова увидеть подобное в обычном супермаркете». Местные власти в ответ на вопрос британских журналистов развели руками — в Италии нет закона, который позволил бы прекратить подобную торговлю. 

Стоит добавить, что его не просто нет — его так и не приняли почти за два десятилетия победного шествия «фюрервайна». Парадоксально и то, что Евросоюз, который в иных вопросах берет национальные правительства за горла, угрожая санкциями и заставляя принимать те или иные законы, в данном случае смотрит на ситуацию сквозь пальцы. И Адольф Гитлер из человека, повинного в главной трагедии XX века, в глазах европейцев все стремительнее превращается в забавного чудака с этикетки вина, которое не стыдно привезти с летнего отдыха.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах