С начала спецоперации на Украине застряли минимум 140 российских фур. Белорусские дальнобойщики тоже оказались заложниками ситуации. А уж о перевозчиках, которые «зависли» в Европе и подвергаются гонениям за «неправильные» номера на своих машинах, сняты множество роликов, которые активно распространяют по соцсетям. Как выживают водители, что происходит с товаром и кто занимается решением этого вопроса, разбирался АиФ.ru.
Ещё в начале марта в письме Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) к первому замглавы Минтранса РФ Андрею Костюку была обнародована цифра — более 140 транспортных средств российских международных автоперевозчиков. Уже тогда, прикрываясь законом Украины «О передаче, принудительном изъятии и получении имущества в условиях правового режима военного положения и чрезвычайного положения», были отобраны 15 автопоездов. С тех пор количество попрощавшихся с фурами и грузом дальнобойщиков стало только больше. В АСМАП рассказали, что при этом водители остаются в чистом поле, без питания и денег. Грузы отбирают, не только прикрываясь законом, но и устраивая откровенный разбой. Например, Следственный комитет Белоруссии возбудил уголовное дело после разбойного нападения на дальнобойщиков на территории Украины. На таможенном посту «Доманово» в Волынской области во время стоянки к водителям подошли неизвестные. Они потребовали выйти и показать груз. А потом, угрожая оружием, попросту выставили их с территории Украины, оставив себе пять полных товара фур. Ущерб составил не меньше 200 тысяч евро.
Причем тем, кто попал под конфискацию в пункте пропуска, ещё повезло. Они просто вынуждены были пешком переходить границу и искать возможность добраться до дома, с учетом отсутствия регулярного транспортного сообщения между Россией и Европой. Тем же, кто застрял на территории Украины вдали от границы, пришлось совсем не сладко. «В частности, водители четырех автопоездов, изъятых украинскими властями в порту Черноморск вблизи Одессы, фактически выброшены на улицу. Они не имеют возможности не только добраться домой, но и найти временное место проживания, так как владельцы гостиниц отказываются их заселять», — рассказали в АСМАП. При этом некоторым приходится добираться домой в буквальном смысле слова через передовую.
«Как хочешь, так и выбирайся»
Дальнобойщик Александр Соловьев застрял с коллегами на венгерско-украинской границе со стороны Незалежной. Говорит, что там 32 машины — в основном из Брянска, Смоленска и Ростова. Есть фура из Белоруссии. «Мы под охраной. Но пограничники нас не пропускают, сказали, что гражданам России запрещено покидать территорию Украины», — рассказывает Александр. По его словам, у водителей, которые почти месяц стоят в отдельном углу перед таможенным переходом, заканчиваются топливо и деньги для покупки еды и воды. «Один водитель к нам пришел. У него забрали машину в 100 километрах отсюда, он сюда добрался на попутке. Сейчас живет в другой белорусской машине», — обрисовывает ситуацию Соловьев.
Руководитель смоленского отделения АСМАП Александр Сидоренко говорит, что около 20 застрявших машин — из Смоленской области. 14 из них, в том числе с грузом, уже конфискованы в пользу Украины. Но большинство водителей удалось вывезти в Россию. «Украинская сторона отдает паспорта — и как хочешь, так и выбирайся. Водителей просто выбрасывают из машин, — рассказывает он. — С теми, кто не смог выехать, устанавливается связь. С некоторыми связи нет вообще. Людям просто не дают зарядить телефон».
На «нейтралке» между Европой и Украиной — перед автомобильными пунктами пропуска Ужгород, Ковель, Рава-Русская на границе Украины с Польшей и Венгрией — застряли более полусотни брянских дальнобойщиков. Ситуация на контроле у губернатора области, подключились к решению проблемы и в Минтрансе. Но процесс оживился лишь после того, как жены и матери дальнобойщиков устроили переполох в СМИ.
Екатерина Емельянова рассказала, что её муж Сергей уехал в Италию с грузом деревянного бруса 23 февраля. Пересечь границу Украины с Венгрией он уже не смог. Всё это время они с коллегами жили в кабинах своих фур, боясь лишний раз высунуть нос на улицу. Екатерина подняла бучу и потребовала от властей спасти заложников на большегрузах.
Жена дальнобойщика Владимира Михайленко тоже не стала молчать. Она рассказала, что директор автотранспортного предприятия предложил ему и еще двум коллегам оставить машину и выбираться самостоятельно. «Муж рассказал, что когда наши ребята пытались без машин пересечь границу, то в их сторону направляли оружие, — возмутилась Екатерина Михайленко. — Перевести деньги с карты на карту им невозможно: карты российских банков там уже не работают. Наши мужчины держатся, но на сколько у них хватит сил... Запасы воды и еды заканчиваются». Женщина рассказала, что другим дальнобойщикам запретили оставлять машину на Украине.
13 водителей вырвались домой
Судьбой белорусских дальнобойщиков, оказавшихся в такой же ситуации, занимается МИД страны. Как сообщили в ведомстве, с посольством Украины в Республике Беларусь удалось договориться, чтобы водителей без машин пропустили через автодорожные пункты пропуска Украины с Молдовой, Румынией, Венгрией и Польшей. Но ещё до этих соглашений 13 водителей, которых удерживали в городе Малине Житомирской области, сами вернулись домой. У них не было связи с родными — лишь раз в самом начале им разрешили позвонить домой. При этом родственники с ужасом увидели, что город подвергся авиаударам.
Виталий Павлочев работал на гомельскую компанию и 23 февраля оказался в Фастове, чтобы растаможить тару для пивного завода. Утром 24-го должен был возвращаться, забрав в другом месте химволокно для транспортировки в Гомель. По его словам, руководство его автотранспортного предприятия сразу подключилось к решению проблемы, скинуло телефоны дальнобойщиков, которые так же, как и он, оказались в этот момент на Украине. В чате в вайбере около ста водителей начали делиться друг с другом обстановкой на дорогах, где уже не осталось мостов и т.д. Виталий выяснил, что белорусы в сотне километров и планируют выехать через погранпереход «Выступовичи». «Подъехал к городу Малину и за мостом увидел колонну грузовиков. А рядом находились украинские военные и полиция. Их было много. Нам сказали выйти из машин. Подумал, что, как обычно, просто проверка документов на блокпостах. Вместо этого забрали паспорта и телефоны, сказали закрыть машины и пойти за ними, — рассказывает Павлочев. — Нас привели к зданию городской администрации. Согнали на крыльцо и велели ждать. Холодало, и мы спросили: можно ли хоть на солнце выйти погреться. Не разрешили. А в туалет предложили ходить прямо там». Несколько машин просто забрали. Фура Виталия не завелась и её оставили на месте. «А потом все фуры убрали с площадки. Не знаю, где они. Гружёными были две машины: одна — проволокой, вторая — печеньем. Якобы его раздали мирным жителям», — рассказывает водитель.
Украинцы проверяли, нет ли среди дальнобойщиков диверсантов (у некоторых ребят были штампы о пересечении границы ДНР). В это время водители находились под круглосуточной охраной и свободно передвигаться не могли. Чуть позже всех с границы перевезли в детский центр, который располагался на первом этаже пятиэтажки. Там они провели больше двух недель. Иногда под охраной ходили в магазин. Местные жители относились к белорусам нормально, подкармливали. Не бросило и начальство, нашло транспорт на Украине и договорилось, что мужиков вывезут домой. Правда, в пути не обошлось без приключений. «На блокпосту один их тех, кто проверял документы, был пьяный и начал передергивать затвор автомата, а потом выстроил нас и стал избивать каждого, — говорит Виталий. — Мы ничего не могли сделать, и его тоже никто из своих не останавливал. Самому младшему из нас, 23-летнему парню, сломал нос. Сами, как смогли, оказали ему помощь». Из Польши Павлочев уехал на машине сына коллеги, а уже в Бресте его встречал брат.
Не всем белорусским водителям, оказавшимся на Украине, так повезло. 10 марта стало известно, что двое дальнобойщиков погибли в городе Коростень в Житомирской области. Минск добился выдачи их тел, чтобы родственники смогли их похоронить.
Приключения в Европе
На территории Европы до смертей не дошло, но застрявшим там дальнобойщикам тоже приходится несладко. На польско-белорусской границе (переход Кукурыки-Козловичы) очередь из фур с российскими и белорусскими номерами уже растянулась на 30 км. Проезд машин блокируют украинские и польские участники акции протеста. Её цель — в принципе запретить проезд нашим автопоездам по территории Евросоюза. Антироссийские активисты пытаются спровоцировать дальнобойщиков на конфликт, оскорбляют и бросаются под колеса. Польские правоохранители стянули туда сотрудников и спецтехнику, но в ситуацию стараются не вмешиваться. Кстати, в последние недели участились нападения на машины двух стран в Европе.
«В Польше на нас нападают — избивают, бьют машины. Полиции наплевать. Мы сейчас стараемся ехать группами по несколько машин, чтобы завершить рейсы, — рассказывает дальнобойщик Михаил из Калининграда. — Официально машины с российскими номерами ещё пропускают, но даже если без приключений проезжаешь границу, на паркинге где-нибудь в Германии или Италии обязательно подойдет кто-нибудь с предъявой. У людей сносит крышу, обещают ночью “горло резать”. Номера скручивают, фары бьют, колёса режут... Народ начинает отказываться от рейсов в Европу. Эти агрессивные активисты не понимают, что наши перевозки — это винтик и в их экономике. Может, им и удастся сделать гадость русским, но и сами с голодухи скоро будут пухнуть. Что они будут делать без сырья, которое мы возим?» Михаил говорит, что нечто подобное видел в 2014-м в Гданьске после присоединения Крыма.
Между прочим, многие белорусские водители ездят на фурах с польскими номерами. Особенно на тех, которые едут в сторону Минска или Москвы. Но в последнее время их массово увольняют: из-за санкций количество рейсов резко сократилось, а в Европе и свои дальнобойщики не прочь зарабатывать, либо эти рабочие места достаются украинцам. «Сейчас на территории ЕС по-русски лучше даже не начинать говорить, — рассказывает водитель Сергей. — Могут отказаться продавать что-то в аптеке или магазине. Правда, в Литве пока ничего, нормально относятся. Но дальнобойщики из других стран на нас злые. Вон, венгры на днях возмущались, что теперь вынуждены объезжать Украину через нашу Беларусь — а это крюк в 600 км».
Уже известны случаи, когда водители доезжают до места назначения, и у них отказываются принимать груз. Так, в Германии не растаможили груз, потому что он из России. На днях большая пробка образовалась на границе ФРГ и Бельгии из-за длительного таможенного досмотра грузов и машин, следующих в РФ.
«Знаете, а ведь не все такие ненормальные. Я только вернулся из рейса и видел на стоянке в одной из стран ЕС, как спокойно обедали бок о бок водители фур из России, Украины и даже Донецка. Мужики работают, им надо семьи кормить, тут не до политических разборок, — рассказал АиФ.ru Евгений. — Мы же за рейсы в Европе получаем в привязке к валюте — 60 евро в сутки, если гоним товар внутри ЕС, а если из Европы в СНГ или Азию, считают за километраж, но тоже неплохо. Нам воевать друг с другом некогда! Пока совсем кислород не перекрыли, будем ездить».