Глава МИД РФ Сергей Лавров накануне побывал в Индонезии. Там он принял участие в 13-й министерской встрече стран-участниц Восточноазиатского саммита (ВАС) и 30-й сессии Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ), где обсудил с коллегами региональную безопасность на фоне проникновения в Азию потенциала НАТО.
«При обсуждении актуальных вопросов международной повестки дня российская сторона сделала упор на процессах формирования многополярного мироустройства. Особое внимание было уделено рискам региональной безопасности в связи с проникновением в Азию потенциала НАТО и созданием Западом блоковых механизмов сетевого сдерживания», — говорится в сообщении российского дипведомства по итогам встреч.
Интересно, что гостем Индонезии в эти дни стал не только Лавров, но и госсекретарь США Энтони Блинкен и глава внешнеполитического ведомства Великобритании Джеймс Клеверли, министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар и глава канцелярии комиссии ЦК Компартии Китая по иностранным делам Ван И.
Такое внимание со стороны ведущих мировых держав к Индонезии и АСЕАН обусловлено растущей геополитической значимостью Юго-Восточной Азии, через которую проходят важнейшие торговые морские пути. При этом сами страны региона не спешат занимать чью-либо сторону и скорее хотят сохранить стратегический нейтралитет.
Об особенностях взаимоотношений России и АСЕАН aif.ru рассказал Виктор Сумский, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова.
— Едва ли не главная цель, которой подчинена вся деятельность АСЕАН — добиваться такого положения, при котором страны Юго-Восточной Азии решают проблемы своего региона сами, без непрошенных вмешательств в их внутренние дела и взаимоотношения. По силам ли подобная задача малым и средним державам, объединенным в этой Ассоциации? Выясняется, что в принципе такое возможно.
Успехи, достигнутые этими странами за последние полвека в делах национально-государственного строительства и экономического развития, пробудили устойчивый интерес к сотрудничеству с ними у широкого круга внешних партнеров. Пользуясь этим, АСЕАН смогла сконструировать вокруг себя несколько многосторонних переговорных площадок с весьма представительным составом участников.
Достаточно сказать, что в формате Восточноазиатского саммита, созданного по инициативе десяти членов Ассоциации, с ними и между собой регулярно взаимодействуют представители Австралии, Индии, Китая, Новой Зеландии, России, США, Южной Кореи и Японии.
С одной стороны, принадлежность к подобной группе внешнеполитических «тяжеловесов» повышает самооценку АСЕАН, даёт ей чувство сопричастности не только региональной, но и глобальной повестке дня.
С другой стороны, сводя на одной площадке крупных партнёров со столь различными интересами, «десятка» отчасти помогает им погасить друг в друге свои амбиции. Тем самым она обеспечивает себе известную меру стратегической автономии — то есть возможность вести себя так, как считает нужным она сама.
Характерно, что сегодня, когда коллективный Запад требует от АСЕАН встать в позу однозначного осуждения России, она не уступает его давлению. Ведь в противном случае она не просто потеряла бы Россию как многолетнего партнёра, но оказалась бы «в хвосте» у того же Запада и, как следствие — в оппозиции Китаю. А это было бы уже равнозначно не только утрате стратегической автономии, но и развалу всей тщательно выстроенной системы асеановских партнерств.
Нынешнее поведение АСЕАН во многом совпадает с нашими представлениями о нормальных отношениях между свободными и суверенными государствами. Недавний визит в Джакарту Сергея Лаврова показал, что мы по-прежнему держим руку на пульсе этого региона, сверяем с партнёрами в ЮВА наши оценки текущих событий и обсуждаем общие планы на будущее.