В минувшие выходные в Киеве состоялось знаковое событие, которое, однако, осталось почти незамеченным на фоне ситуации в Донбассе.
Как сообщает пресс-служба мэра города Виталия Кличко, 25 февраля на территории Национального историко-мемориального заповедника «Бабий Яр» был открыт памятник «участнице украинского освободительного движения, поэтессе Елене Телиге». Открывал памятник сам мэр Кличко, а в мероприятии, как сообщается, приняли участие «горожане, представители правительства и духовенства».
«Сегодня мы находимся на месте страшной трагедии, месте, которое стало одним из символов преступлений против человечности. Важно помнить, что здесь произошло, чтить память о невинных жертвах и сохранить её для будущих поколений. Сохранить как напоминание: такого не должно повториться», — отметил Кличко во время церемонии открытия памятника.
Открытие памятника Елене Телиге вызвало возмущение представителей еврейской общественности. Директор Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский на своей странице в Facebook написал: «Телигу чествуют не как поэтессу, а как одного из руководителей ОУН. Той ОУН, которая призывала к уничтожению евреев, которая активно морально и физически участвовала в Холокосте». Придерживаясь принятой ныне в Киеве линии, Долинский привёл такое сравнение: «Дело не в том, где и за что расстреляли Телигу. Дело в том, что убийц евреев чествуют на том же месте где этих евреев убивали. Это всё равно, что на могилах воинов АТО поставить памятник „Мотороле“».
Украинская поэтесса из Подмосковья
Вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России по связям с государственными, общественными и религиозными организациями Зиновий Коган в интервью порталу Life сказал: «Это шаг, равный издевательству над жертвами, в украинской манере. Они научились воевать с памятниками, ставить памятники, а теперь они учатся унижать существующие памятники, чтобы у людей, которые придут к Бабьему Яру, не успели высохнуть слёзы, и они увидели, что рядом с жертвами ставят памятники палачам».
Сегодня за пределами Украины имя Елены Телиги известно, пожалуй, лишь специалистам по украинской литературе и историкам, занимающимся изучением украинского национализма. На Украине же Телига сегодня провозглашается столпом украинской литературы.
По иронии судьбы Елена Ивановна Шовгенова (девичья фамилия поэтессы) родилась практически в сердце ненавистной ей впоследствии «Московии». Она появилась на свет 21 июля 1906 года в Подмосковье, где её родители проводили отпуск. Жила семья инженера-гидротехника Ивана Шовгенова сначала в Москве, а затем в Петербурге, и лишь в 1918 году перебралась на Украину, где жили родственники отца.
Иван Шовгенов покинул Украину в 1920 году, после того как правительство УНР потерпело поражение от большевиков. В 1922 году вслед за отцом эмигрировала и вся семья.
«Этот собачий язык — мой язык!»
Юность Елены Шовгеновой прошла в Польше и Чехословакии. В её семье общались по-русски, а переход девушки на украинский язык, по её собственным воспоминаниям, был связан с неуважением, которое продемонстрировали к «мове» на одном из собраний, где присутствовала Елена, офицеры-монархисты. «Вы хамы! Этот собачий язык — мой язык! Язык моего отца и моей матери. И я вас уже больше не хочу знать», — якобы бросила возмущённая девушка эмигрантам, назвавшим украинский язык собачьим.
В 1923 году Елена, обучавшаяся на историко-филологическом отделении Украинского педагогического института имени Михаила Драгоманова в Праге, познакомилась с будущим мужем, Михаилом Телигой, бывшим сотником Армии УНР.
Оставим в стороне литературное творчество Елены Телиги литературоведам. В свете установки памятника в Бабьем Яру куда важнее её политическая деятельность.
В конце 1930-х годов поэтесса стала членом ОУН (Организации украинских националистов). Телига с мужем примкнули к фракции, которую возглавлял Андрей Мельник.
В Киев — в обозе оккупантов
О том, какие взгляды были близки Елене Телиге, даёт представление отрывок из её выступления летом 1937 года в Варшаве перед Украинским Студенческим Обществом: «Любить своё дело превыше всего, смотреть на него, как на саму жизнь, отдаваться ему с радостью — эту большую правду поняли хорошо нации, что растут и крепнут на наших глазах, — Италия и Германия. „Сила через радость“ — так называется одна из юношеских организаций новой Германии. И, собственно, „радостная сила“, которая источником бьёт от неё, оставляет не затёртое впечатление на пришельца. Воспоминания о той небывалой радостной силе вывозят иностранцы из Германии в свои отечества, и те воспоминания остаются в их душах глубже и дольше, как впечатление от порядка новой Германии и от всех её достижений в области техники или искусства».
Восхищение поэтессы реалиями нацистской Германии полностью согласовывалось с курсом, взятым лидерами ОУН: фракции Мельника и Бандеры накануне и в начале Второй мировой войны активно сотрудничали со спецслужбами нацистов.
Елена Телига, член «культурно-образовательной референтуры ОУН(м)», прибыла в занятый гитлеровцами Киев осенью 1941 года в составе так называемой «походной группы». Фракции Мельника и Бандеры создавали их для организации органов местного самоуправления, полиции, прессы, учреждений культуры на территориях Украины, захваченных вермахтом.
Пропаганда геноцида: как Елена Телига «боролась» за Украину
Телига отвечала за литературу и пропаганду: она возглавила Союз украинских писателей, занималась изданием еженедельника литературы и искусства «Литавры», а также сотрудничала с редакцией газеты «Украинское слово».
Чтобы было понятно, что из себя представляла газета «Украинское слово», приведём несколько примеров заголовков и цитат из материалов из этого издания.
Заголовок статьи от 3 октября 1941 года: «Самый главный враг народа — жид».
Из заметки «Маленький домик» от 9 октября 1941 года: «Евреи, которые ещё до сих пор имеются в Киеве, маскируясь под разные национальности — греков, армян, украинцев, русских — платят сотни тысяч карбованцев за соответствующие документы и ведут диверсионную работу... Но Украина имеет множество настоящих украинцев, которые искренне желают как можно скорее очистить свою землю, свои сёла, густые леса и прекрасные города от партизан, евреев-поджигателей и красных комиссаров. Эти патриоты ежедневно приходят в маленький домик на Бульваре Шевченко, № 48, и рассказывают об этих врагах, которые переодетыми прячутся под чужими фамилиями».
Цитата из статьи «Задачи украинской интеллигенции» от 10 октября 1941 года: «Наша задача — восстановить разрушенную жидо-большевиками украинскую национальную культуру».
Из редакционной статьи «Зуб за зуб» от 4 ноября 1941 года: «За каждое око — око. За каждый зуб — зуб. Еврее-коммуна должна зарубить себе это на своём лбу».
Елена Телига также сотрудничала с газетой «Волынь», редактором которой был друг поэтессы, Улас Самчук. Вот как в номере за 5 октября 1941 года эта газета описывала начало уничтожения евреев в Киеве: «29 сентября в Киеве был великий день. Немецкая власть, идя навстречу пылким пожеланиям Украинцев, приказала всем евреям, которых в Киеве ещё осталось около 150 000, покинуть столицу. Каждый час приносит всё более нормальную жизнь в городе. Освобождённый от восточных варваров Киев начинает дышать на полную грудь, начинает жить новой жизнью».
«Я немцев не так боялся, как боялся полицаев»
Историки, изучавшие трагедию Бабьего Яра, собрали массу доказательств участия в уничтожении десятков тысяч человек украинских националистов. В первую очередь речь идёт о членах «Буковинского куреня» ОУН Мельника. Таким образом, Телига и её единомышленники де-факто занимались идеологической поддержкой массовых убийств.
В постсоветский период на Украине пытались доказать непричастность украинских националистов к массовым расправам. Но шила в мешке не утаишь.
Осенью 2016 года в эфире украинского ТВ грянул громкий скандал. В качестве гостя на ток-шоу Савика Шустера был приглашён Михаил Сыдько, представленный как последний оставшийся в живых свидетель трагедии Бабьего Яра.
Откровения Сыдько, которому в 1941 году было шесть лет, повергли собравшихся в состояние шока:
«Клара увидела меня, подняла ручки: „Миша, хочу на ручки“. Побежала к нам. Полицай догоняет её — бах по башке сверху, она упала. Он каблуком на грудь — задавил! Мама это увидела — в обморок. Ребёнок выпал. Ребёнок кричит, а он подходит, и этого ребёнка — сапогом! А маму застрелил на моих глазах... За 50 секунд он расправился с тремя людьми, мой брат Гриша поседел. А охранник, который стоял с нами — не знаю, кто он был, немец, полицай или подпольщик — увидев это, махнул рукой, мол, разбегайтесь. И все побежали, как мыши... Может быть, в силу того, что я не знал немецкого языка, но у меня в памяти только язык украинский западенский. Может, поскольку я не знал немецкий, я не запомнил. А то, что говорили бандеровцы, полицаи, я всё чётко помню... Все два половиной года, что я жил в оккупированном Киеве, я немцев не так боялся, как боялся полицаев».
«Украинские патриоты», присутствовавшие в студии, обрушились на мужчину с обвинениями во лжи. Ещё бы, ведь подобные свидетельства рушат всю легенду об украинских националистах как «борцах с гитлеровцами».
Конец поэтессы: миф о расстреле в Бабьем Яру
Но как же Елена Телига и её единомышленники перешли в разряд жертв?
Дело в том, что немецкие оккупационные власти стала порядком раздражать непрекращающаяся вражда двух фракций ОУН, а также желание националистов создать «украинское правительство». В итоге в конце 1941 года в междоусобной борьбе ОУН верх взял Степан Бандера, добившийся начала массовых арестов членов фракции Мельника.
В декабре 1941 года газета «Украинское слово» была закрыта, а 9 февраля 1942 года Елена Телига была арестована. В конце февраля 1942 года поэтесса в числе других членов фракции Мельника была расстреляна.
Место расстрела Телиги — ещё один современный украинский миф. По версии украинских историков постсоветского периода, членов ОУН расстреливали в Бабьем Яру. Это позволяло украинским политикам перевести убийц в разряд жертв.
Проблема в одном: в немецких документах нигде нет подтверждения данному факту. Историк Илья Левитас, на счету которого более десятка научных трудов по трагедии в Бабьем Яру, писал, что «широко распространяемая информация о том, что в Бабьем Яру похоронена Елена Телига и другие украинские националисты, расстрелянные немцами, — миф».
Все арестованные националисты, включая Телигу, находились в застенках гестапо на Владимирской улице, где сейчас находится здание СБУ. «Их расстреливали прямо в подвалах гестапо, а потом хоронили на Лукьяновском кладбище. Скорее всего, там и находится могила поэтессы», — писал историк.
«Украинская власть и украинский народ обязаны чествовать не только память жертв геноцида еврейского народа, а прежде всего украинцев»
Но неудобная правда Киев не интересует уже очень давно. Ещё в 1992 году в Бабьем Яру установили крест в память о якобы расстрелянных там националистах. В 1993 году улицу, прилегающую к Бабьему Яру, назвали улицей Елены Телиги. В период правления Виктора Ющенко на Украине широко отмечалось столетие со дня рождения Елены Телиги.
И вот теперь на месте расстрелов женщин, стариков и детей Виталий Кличко открыл памятник человеку, занимавшемуся идеологическим обслуживанием этих преступлений.
Чтобы не оставалось сомнений в том, как рассматривают открытие памятника Елене Телиге современные украинские националисты, можно привести слова директора Украинского еврейского комитета Эдуарда Долинского: «На открытии раздавали газету ОУН со статьёй „Украинский Бабий Яр“ имея ввиду, что с монополией евреев в этом месте покончено». «Бабий Яр — это украинская земля, тут погибли украинские герои, украинская власть и украинский народ обязаны чествовать не только память жертв геноцида еврейского народа, но прежде всего украинцев», — сказал вождь ОУН (организация, деятельность которой на территории РФ запрещена по решению суда — прим. АиФ.ru), а также зампред Гостелерадио Богдан Червак.
Сегодня на вопрос о том, куда движется Украина, отвечать нет смысла. Такие события, как открытие памятника Елене Телиге в Бабьем Яру, свидетельствуют, что страна уже пришла к финишу.