Примерное время чтения: 4 минуты
4819

Дракон на перепутье. Пытается ли Китай торговать с ЕС в обход России?

В преддверии визита премьер-министра России Михаила Мишустина в Китай несколько в тени долгожданного взятия Артемовска оказалось весьма важное для российской политики в Средней и Восточной Азии событие — саммит Китай-Средняя Азия. Важное его решение — строительство одной из веток китайского геополитического проекта «Один пояс — один путь» в обход России. На Украине и в западных странах СМИ пытаются подать это как большое поражение РФ — дескать, даже Китай отказывается от торговли через Россию. Но так ли это, разбирался aif.ru.

Что такое «Один пояс — один путь»?

Для начала нужно напомнить, что такое вообще «Один пояс — один путь» (ОПОП). 

Этот проект — основа геополитики Китая в Азии. Заявленная цель — в современных условиях возродить знаменитый Шелковый путь, т. е. построить инфраструктуру, которая поможет Китаю торговать с европейскими странами. Прокладывать маршруты предполагается как морские (путем расширения имеющихся портов в Тихом и Индийском океанах, в Красном и Средиземном морях, в Персидском заливе), так и сухопутные — через страны Центральной Азии и Ближнего востока. Для Китая это не только возможность развития своей торговли с ЕС (а это основной торговый партнер Китая), но и новые контракты для китайских компаний на строительство инфраструктуры, а также расширение китайского влияния в странах, через которые пролегает маршрут. Азиатские страны в обмен получают китайские инвестиции, доходы с транзита товаров, а также просто модернизацию собственной инфраструктуры. В целом Пекин подает инициативу не просто как инфраструктурный проект, а как глобальный импульс для развития для всего региона. 

Естественно, у проекта есть сильные противники, в первую очередь США, которые считают проект не иначе как китайской экспансией и ставят ему многочисленные палки в колеса. 

Россия же не раз заявляла о своем желании принять участие в проекте. Собственно, российский Транссиб — уже де-факто часть этого пути. И вот известие, что одну из сухопутных веток — так называемый Срединный путь — китайцы собираются строить полностью в обход территории России. Значит ли это, что они собираются уйти из РФ?

Почему ничего страшного не происходит?

Для начала стоит прояснить, что согласованный со странами Центральной Азии Срединный путь (Китай — Киргизия — Узбекистан — Таджикистан — Иран — Турция — ЕС) — далеко не единственный маршрут в рамках ОПОП. И главное — не самый важный.

Дело в том, что основная китайская торговля идет по морю. На нее приходится более 70% всех отправляемых и принимаемых Поднебесной грузов — 300 млн контейнеров ежегодно. Для сравнения, абсолютно вся сеть российской РЖД (через которую тоже идет транзит китайских товаров в Европу) перевезла за 2022 год 6,5 млн контейнеров. Пропускная же способность Транссиба — максимум 1 млн контейнеров. 

Новая железная дорога, строительство которой Китай согласовал на саммите Китай-Средняя Азия, — будет пропускать количество грузов, сравнимое с российским Транссибом. Иными словами, составить конкуренцию морским путям сухопутные не в состоянии. 

«Создавая маршрут в обход России, Китай руководствуется принципом не класть все яйца в одну корзину, — говорит aif.ru и. о. научного руководителя Института современного Китая Александр Лукин. — Российский маршрут, во-первых, не может перевозить нужное Китаю количество грузов. Во-вторых, маршрут через Россию несет большие санкционные риски. Пекин сознательно пытается создать много разных маршрутов, чтобы торговля не зависела от какого-то одного».

Проблема же для Пекина в том, что сейчас такая критическая зависимость присутствует — основной торговый маршрут Китая с Европой через узкое горлышко Малаккского пролива. В случае конфликта с США он может быть легко заблокирован, что может нанести критический урон китайской торговле. Более того, вариант блокировки в американских экспертных кругах периодически обсуждают. Т. е. проблема эта совсем не фантомная. 

И Китай ищет альтернативу. Среди вариантов — в том числе интеграция российско-иранского инфраструктурного проекта «Север-Юг» и ОПОП. Перспективным и обсуждаемым сейчас маршрутом китайцам видится российский Севморпуть.

Стоит отметить, что китайские власти жестко отстаивают свои интересы при обсуждении новых маршрутов в рамках ОПОП. «Китайцы настаивают, что строительство новых инфраструктурных объектов должно вестись китайскими подрядчиками. Т. е. те кредиты, которые они выделяют на развитие логистики и строительство новой инфраструктуры, уходят обратно в Китай китайскому бизнесу. Это устраивает небольшие страны в Центральной Азии, у которых все равно нет своих денег на развитие логистики, но не очень устраивает Россию, которая хотела бы сама принимать участие в строительстве инфраструктуры», — отмечает Лукин. 

Российский премьер-министр Михаил Мишустин сегодня прилетел в Шанхай, в том числе, чтобы обсудить российско-китайские инфраструктурные проекты. И очевидно, что отказываться от дороги через Россию Пекин не намерен.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах