Российская сторона представила новые сведения, которые могут помочь в расследовании гибели малайзийского «Боинга» над Донбассом летом 2014 года.
Гибель MH17
17 июля 2014 года авиалайнер Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший плановый рейс MH17 по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур, рухнул на землю в районе села Грабово. Погибли все, кто находился на борту: 283 пассажира и 15 членов экипажа.
Катастрофа, которая входит в десятку крупнейших по числу жертв за всю историю мировой авиации, произошла в разгар ожесточенных боев между украинскими подразделениями и ополченцами.
Несмотря на боевые действия, власти Украины вплоть до гибели «Боинга» не закрывали воздушное пространство над Донбассом для пролета гражданских судов. На судьбе рейса MH17 это сказалось роковым образом.
На сегодняшний день бесспорным фактом, признанным всеми сторонами, является то, что «Боинг» был сбит. А вот вопрос о том, кем именно, остается камнем преткновения.
Как начиналось расследование
Сразу после трагедии Украина и ополченцы обвинили в происшедшем друг друга. Страны Запада поддержали украинскую версию, Россия придерживается версии, выдвинутой ополченцами.
Начать работы на месте крушения сразу после катастрофы не удалось: район находился под постоянным артобстрелом ВСУ. Представители Киева обещали позволить экспертам начать работу после того, как территория перейдет под их контроль.
Но этого не произошло, район падения остался под контролем сил ополчения, которые в итоге и обеспечивали безопасность работы группы, проводившей расследование.
Тот факт, что представители ополченцев, в отличие от Киева, не пытались скрыть улики и передали группе по расследованию все найденные детали «Боинга», а также «черные ящики», не помешал обвинить их в уничтожении гражданского самолета.
Объединённая следственная группа (JIT), в которую вошли представители Нидерландов, Бельгии, Австралии и Украины (а позднее — Малайзии), была создана летом 2014 года.
JIT указывает на Россию
В 2015 году была предпринята попытка создания трибунала для привлечения к уголовной ответственности виновных в катастрофе, однако на этот проект в Совете безопасности ООН Россия наложила вето.
Причиной стало то, что JIT в ходе расследования не принимала в расчет сведения, предоставляемые российской стороной. Расследование с самого начала носило весьма однобокий характер, и его выводы стали очевидными задолго до окончания работы следственной группы.
В сентябре 2016 года JIT представила часть предварительных результатов расследования, заявив, что ЗРК «Бук», при помощи которого был сбит самолёт, был доставлен на Украину из России, а после запуска ракеты, уничтожившей малайзийский авиалайнер, он был возвращён обратно на российскую территорию.
Второй доклад, опубликованный в мае 2018 года, развивал эту версию. Следователи заявили, что «Бук», сбивший самолёт, принадлежал 53-й бригаде ПВО ВС России, базирующейся в Курске.
«Минобороны России как в первые часы после трагедии, так и в дальнейшем официально опровергло инсинуации украинской стороны о якобы причастности российских военнослужащих к катастрофе в небе Украины и доводило соответствующие доказательства голландской следственной группе, — гласил ответ российского оборонного ведомства. — Вызывает озабоченность нацеленность голландского следствия на обоснование своих выводов за счёт использования только изображений из социальных сетей, подвергнутых искусной обработке компьютерными средствами графического редактирования».
Архив из Долгопрудного
17 сентября 2018 года Министерство обороны РФ провело брифинг, на котором представило сведения, которые служат аргументированным ответом на данные JIT, опубликованные в мае.
В первую очередь они касаются деталей ракеты, которые были представлены следователями JIT как части того самого боеприпаса, которым был сбит «Боинг».
Как заявил начальник главного ракетного-артиллерийского управления Вооруженных сил Николай Паршин, на представленных обломках были указаны номера изделия, позволяющие отследить судьбу ракеты от момента ее изготовления до прибытия в часть и дальнейших перемещений. При этом отдельные уникальные номера имеют как двигатель, так и сопло ракеты комплекса «Бук».
В архивах Долгопрудненского машиностроительного производственного объединения, выпускавшего ракеты «Бук», хранятся формуляры на каждое произведенное изделие вне зависимости от того, находится оно на территории РФ либо в других бывших республиках СССР.
На брифинге Минобороны были представлены найденные в этом архиве документы, свидетельствующие, что сопловой блок и двигатель, представленные JIT, были установлены 24 декабря 1986 года на ракету с номером 8868720. Первые три цифры в этом номере означают предприятие-изготовитель и год производства, а 8720 — уникальный номер, присвоенный ракете.
В журнале учета и движения продукции указано, что ракете с заводским номером 8868720 был присвоен бортовой номер 886847379.
Боеприпас 223-го полка
Данная ракета 29 декабря 1986 года была отправлена железнодорожным транспортом в войсковую часть 20152. Документы подтверждают, что ракета была получена войсковой частью.
Войсковая часть 20152 — это 223-я зенитно-ракетная бригада, которая в 1986 году входила в состав Прикарпатского военного округа и базировалась в городе Теребовле Тернопольской области Украинской ССР.
После распада СССР подразделение на территорию РФ не выводилось и было включено в состав Вооруженных сил Украины. Впоследствии бригада была переименована в 223-й зенитный Теребовлянский полк. В настоящее время полк базируется в городе Стрые Львовской области Украины.
«Примечательно, что подразделения 223-го зенитно-ракетного Теребовлянского полка начиная с 2014 года на постоянной основе привлекались к участию в так называемой „Антитеррористической операции“ на территории Донецкой и Луганской областей Украины», — заявил Николай Паршин.
По словам начальника главного ракетного-артиллерийского управления Вооруженных сил, о документах уведомлена следственная группа и представители JIT могут ознакомиться с ними в любое время.
Нецензурные откровения полковника Гринчака
Официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков также заявил, что российские эксперты, изучив видео, используемые международной комиссией в качестве доказательства причастности российского ЗРК «Бук» к крушению самолета, пришли к выводу, что они были сфальсифицированы. Доказательства фальсификации с объяснениями были представлены журналистам.
Также Игорь Конашенков заявил о том, что российская сторона располагает аудиозаписью телефонных переговоров украинских военных, сделанной в 2016 году и подтверждающей причастность Украины к гибели «Боинга».
Запись, содержащая большое количество нецензурных слов, была представлена журналистам. На ней некий украинский военный, возмущаясь происходящим, замечает, что «если все и далее будет так, будет еще один малайзийский „Боинг“».
По словам Игоря Конашенкова, данный разговор происходил на территории Одесской области во время настройки украинской РЛС «Малахит» при подготовке украинских радиотехнических войск к учениям «Рубеж-2016». Российские эксперты, проанализировав запись и видеоматериалы, публиковавшиеся в украинских СМИ, пришли к выводу, что голос принадлежит полковнику ВСУ Гринчаку Руслану Николаевичу. Известно, что полковник Гринчак до 2015 года командовал 164-й радиотехнической бригадой ПВО Украины. Летом 2014 года бригада осуществляла контроль воздушной обстановки в «зоне АТО». В настоящее время Гринчак занимает пост первого заместителя командующего воздушным командованием «Запад» ВСУ.
Во время гибели «Боинга» Гринчак лучше других знал воздушную обстановку в небе Донбасса и имел самые точные сведения о боевом применении «Бука». При этом украинская сторона, по заявлению Игоря Конашенкова, не предоставила следствию первичные данные своего радиолокационного контроля.