Кампания по борьбе с расизмом, развернувшаяся на Западе в последние месяцы, охватывает все новые и новые сферы человеческой деятельности. Ревизии подвергаются ведущие музеи, чьи коллекции проверяют на соответствие новым принципам толерантности.
Неугодные статуи
Напомним, в июне 2020 года Американский музей естественной истории решил избавиться от конной статуи президента США Теодора Рузвельта, стоявшей у входа.
По мнению сторонников демонтажа скульптуры, она «стала символом болезненного наследия колониальной экспансии и расовой дискриминации».
Скульптор Джеймс Эрл Фрейзер изобразил рядом с Рузвельтом, едущим на коне, фигуры индейца и чернокожего, что должно было по его задумке показать расовое разнообразие страны.
Но в 2020 году положение, при котором белый едет, а черный идет, трактуется как неприкрытый расизм.
«Пришло время его снять», — объявила президент музея Эллен Фаттер.
На Аляске, в городе Ситке, решили убрать с видного места памятник в честь первого главного правителя русских поселений в Северной Америке Александра Баранова. Ему инкриминировали «геноцид индейцев». И, хотя обвинения в адрес Баранова мало соответствуют историческим реалиям, мнение «представителей коренных народов», чьи чувства внезапно оказались оскорблены скульптурой, спокойно стоявшей на своем месте долгие годы, оказалось весомее предложений не устраивать войну с собственной историей.
«Тсантсы» порочат индейцев?
От памятников плавно перешли к музейным коллекциям. Как сообщает Daily Mail, Оксфордский музей естественной истории имени Питта Риверса решил убрать из экспозиции коллекцию сушеных голов, представляющую собой традиционные амулеты амазонских племен.
Речь идет о так называемых «тсантса» — военных трофеях южноамериканских племен. Поверженным неприятелям отрезали головы, после чего подвергали их специальной обработке, что порой позволяло уменьшить головы до размера теннисного мяча, сохранив при этом черты лица погибшего.
Обладатель «тсантсы» вкладывал в нее магический смысл, полагая, что таким образом получает силу убитого врага.
Любопытно, что представители индейских племен обращались в Оксфордский музей с просьбой передать им «тсантсы», поскольку для них они по-прежнему имеют глубокий магический смысл. Однако навстречу индейцам администрация музея идти не захотела.
Сейчас же «тсантсы», а также еще более сотни экспонатов, представляющих собой человеческие останки, убрали в запасники.
Причем, по словам директора музея Лауры ван Брокховен, дело вовсе не в человеческих останках как таковых.
«Экспозиция только поддерживает расистские стереотипы»
Все началось с того, что один из посетителей назвал «тсантсы» «шоу уродов». После этого сотрудники музея решили, что из-за таких экспонатов у людей может сформироваться неверное представление об индейской цивилизации в целом.
«Коллекция пропагандирует расизм и стереотипное мышление», — приводит Daily Mail точку зрения представителя музея.
Лаура ван Брокховен настаивает: «Опросы посетителей показывают: глядя на подобные экспонаты, люди воспринимают другие культуры как дикие и примитивные. Такая экспозиция только поддерживает расистские стереотипы».
Администрация Оксфордского музея естественной истории сообщает, что вот уже три года идет так называемый «процесс деколонизации»: из выставочных залов убирается все, что, по мнению сотрудников, может иметь отношение к расизму.
«Многим может показаться, что, убирая коллекцию, мы обедняем экспозицию музея, — цитирует Daily Mail научного сотрудника Маренки Томпсон-Одлум. — Но на самом деле это лишь освобождает место для более сложных и многогранных коллекций. В этом и заключается смысл деколонизации».
Как Дарвин стал «пережитком прошлого»
Непонятно, правда, что теперь будет с экспонатами, очерняющими европейскую цивилизацию. Не возникнет ли у посетителей музея «стереотипное представление» о «дикости» европейцев, если они познакомятся с экспонатами, связанными с Крестовыми походами или деятельностью инквизиции? Или в отличие от представителей других цивилизаций европейцы не имеют права на «подчистку» собственной истории от «темных пятен»?
Под кампанию Black Lives Matter попал и создатель теории происхождения видов Чарльз Дарвин.
В чем только не обвиняли Дарвина и при жизни, и после смерти: в расизме, оскорблении чувств верующих, искажении человеческой природы... Саму теорию Дарвина не раз пытались запретить, а тех, кто пытался ее преподавать, преследовали: в историю вошел скандальный «Обезьяний процесс», состоявшийся в 1925 году.
Но сейчас дело не в обезьянах. Директор Лондонского музея естествознания Майкл Диксон объявил, что идет выявление экспонатов, являющихся «пережитками колониализма, рабовладения и империи».
Кампания проходит с одобрения исполнительного комитета музея, который требует скорейшей очистки экспозиции от скверны, так как «наука, расизм и колониальная власть неразрывно связаны друг с другом».
Результаты «колониальной экспедиции»
В 1831-1836 гг. Дарвин совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль». Во время посещения Галапагосских островов ученый провел многочисленные исследования местной флоры и фауны, описал её и собрал довольно большую коллекцию животных и растений.
«Птичья коллекция» Дарвина и оказалась сейчас в числе крамольных. Как пишет The Sunday Telegraph, сама экспедиция на судне «Бигль» называется одной из «колониальных научных экспедиций», которые проводились для «обеспечения большего британского контроля над этими районами».
«Движение Black Lives Matter продемонстрировало, что нам нужно делать больше и действовать быстрее, поэтому в качестве первого шага мы начали общеорганизационный обзор именования и признания», — заявил The Sunday Telegraph директор музея Майкл Диксон.
Не исключено, что коллекцию Дарвина уберут из залов музея. Под угрозой и статуя ученого, находящаяся в музее.
Выкинуть вон могут и естествоиспытателя Карла Линнея, создателя единой системы классификации растительного и животного мира. Борцы с расизмом считают, что швед, живший в XVIII веке, нелестно отзывался об африканцах, называя их «хитрыми и ленивыми».
Пока даже трудно себе представить, как будут выглядеть музейные залы после освобождения от всего, что связано с «темным колониальным прошлым». Ведь с каждым днем аппетиты борцов с расизмом только разгораются.