В Германии продолжают настаивать, что взрывы газопроводов «Северный поток» организовала «украинская группа». Версию того, как это могло произойти, опубликовала газета Die Zeit.
Правда, она сильно расходится с тем, о чем ранее писал известный американский журналист Сеймур Херш, который со ссылкой на источники в администрации США писал, что операция была проведена американцами при поддержке норвежцев.
Что известно?
Расследование немецкой стороны полностью отталкивается от яхты Andromeda — 15-метрового парусника Bavaria Cruiser 50, с которого, как полагают немецкие власти, действовала группа диверсантов. На нем были обнаружены следы взрывчатки, совпадавшие с остатками взрывного устройства, которым были подорваны газопроводы.
Отталкиваясь от яхты, немецкие следователи вышли на автомобиль белый Citroën, который в ночь на 8 сентября 2022 года был зафиксирован камерами на острове Рюген. Он доставил пассажиров на яхту. Быстро удалось установить, что автомобиль принадлежал курьерской службе. Его водитель рассказал полиции, что не раз возил из Киева в Германию граждан Украины.
Удалось установить личности пассажиров, которые явно использовали подставные имена, — Евгений Хоменец, Всеволод Мычко, Сергей Кулинич. Их паспорта оказались подлинными, что в немецкой полиции считают свидетельством их поддержки со стороны высокопоставленных структур в Киеве.
Среди подозреваемых оказались дайвер и военный
По паспортам удалось идентифицировать нескольких участников терактов.
Одним из них оказался инструктор по дайвингу из Киева Владимир С., опознанный по фото с дорожной камеры. Посла теракта он скрывался в Польше и успел бежать и оттуда, когда было подано ходатайство о его аресте — скорее всего, поляки просто слили эту информацию украинской разведке.
Другим возможным подрывником был 53-летний украинский военный Всеволод К., ранее проходивший подготовку в бундесверовском центре в Вильдфлекке. Сообщается, что он погиб в бою во время СВО в 2024 году. Его ДНК совпадает с анализами, найденными на «Андромеде».
Еще одна участница группы — Валерия Т., 40-летняя профессиональная дайверша. Она известна рекордом Украины по глубоководным погружениям (104 метра) и, по словам коллег, отличалась решительностью.
Всего в группе было семь человек, включая четверо водолазов, специалиста по взрывчатке и шкипера. Им был опытный моряк из Одессы, известный под отдельными именами Михаил Попов и Юрий Котенко. У него богатый морской опыт: он пересекал Атлантику, участвовал в регатах и работал в разных регионах мира.
Руководил группой Сергей Кузнецов — арестованный в Италии украинец, чья экстрадиция в Германию сейчас готовится.
В немецкой версии много проблем
Например, если это действительно была украинская операция, непонятно, зачем для того, чтобы доехать до яхты, они использовали автомобиль курьерской службы с водителем. Конспирации это явно не помогало, особенно учитывая, что именно показания водителя в итоге и помогли идентифицировать всю группу.
Однако все это явно не интересует немецкую сторону, которая отказалась даже рассматривать возможность организации теракта не украинскими дайверами, а военным флотом США, о чем писал известный американский журналист-расследователь Сеймур Херш.
Напомним, он со ссылкой на свои источники в администрации Байдена писал, что операция была согласована президентом США и проведена американским флотом и разведкой под прикрытием учений в Балтийском море. В качестве подрывников выступили специально подготовленные норвежские военные дайверы.
Но признать, что устраивают теракты на немецкой госсобственности американские союзники, в Берлине, очевидно, посчитали выше своих сил. Поэтому виновной теперь называется группа «энтузиастов»-дайверов, которых, «возможно», курировала украинская разведка.
Хотя все это само по себе не отменяет того факта, что украинцы вполне могли желать провести такую операцию.