1949

Центр притяжения. Как Назарбаев сформировал внешнюю политику Казахстана

Сюжет Казахстан сегодня
В марте 1992 года Казахстан стал членом Организации Объединённых Наций.
В марте 1992 года Казахстан стал членом Организации Объединённых Наций. © / Presidentlibrary.kz

Из всей многогранной деятельности Нурсултана Назарбаева одна «грань» выделяется особо, прежде всего мировым сообществом и международной общественностью. Это работа на «внешнем контуре». С момента своего избрания Первый президент прекрасно понимал, что становление молодого суверенного государства, его внутренний рост невозможен без активного проявления его на мировой арене...

«Я рассматриваю превентивную дипломатию как систему политических, социально-экономических мер, направленных на предотвращение возгорания очагов потенциальной напряжённости, — сказал Нурсултан Назарбаев 5 октября 1992 года входе выступления в Нью-Йорке на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. — Важное место в ней занимают как условия поддержания общественно-политической стабильности, лежащие на поверхности, так и проблемы, само существование которых требует глубокого прогностического анализа».

Этих принципов первый президент Казахстана придерживается на протяжении всей своей политической карьеры. 

Создал институт межнационального согласия 

Первый президент РК Нурсултан Назарбаев стал инициатором создания и становления уникальной модели межнационального согласия. Он выступил основоположником образования консультативно-совещательного органа, не имеющего аналогов в мире — Ассамблеи народов Казахстана.

«Руководить молодым суверенным государством — это наука, которую в бывшем Советском Союзе, разумеется, никто никогда не преподавал, — писал Нурсултан Назарбаев в книге „Эра независимости“. — Мне пришлось пройти нелёгкие университеты собственной жизни, которая стала источником знаний и опыта, выковала мой характер, наделила широтой взглядов. Иными словами, я стал человеком, способным ответственно браться за решение труднейших задач государственной важности и сплачивать вокруг себя миллионы».

В начале 90-х годов на территории бывший стран СССР регулярно возникали точки межнационального напряжения. За период с 1988 по 1991 в бывших советских республиках произошло около 150 этнических конфликтов. Причём в 20 случаях они сопровождались человеческими жертвами. Бурлила Центральная Азия, Закавказье, Приднестровье, Крым, Поволжье и Северный Кавказ. В Казахстане также могли развернуться аналогичные события. Ведь по данным переписи населения 1989 года, в республике проживали представители 126 национальностей. Однако Казахстан по большому счёту сумел избежать такой участи. И все благодаря трём основным принципам внутренней политики, провозглашенным Нурсултаном Назарбаевым: миру, согласию и консолидации.

«В декабре 1992 года на Форуме народов Казахстана я заявил, что не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние — дружбу народов, — вспоминал первый президент Казахстана. — И мы не вправе растрачивать это богатство. Именно тогда я впервые выступил со стратегической инициативой создания Ассамблеи народов Казахстана как ключевой диалоговой площадки и гаранта эффективности межэтнического диалога. 11 мая 1993 года я выступил на республиканском совещании с программным докладом „Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана“, где постарался дать своё видение общенациональных задач, которые страна должна была решить в переходный период».

1 марта 1995 года Ассамблея народа Казахстана начала свою деятельность. За четверть века работы АНК прошла длительный путь развития, накопив большой консолидирующий и интеллектуальный потенциал и трансформировавшись в институт народной дипломатии. В РК действует более 100 национальных школ, функционирует 170 воскресных учебных заведений, где изучаются 23 родных языка. Деятельность АНК способствует росту международного авторитета Казахстана, как страны эффективно решающей проблемы межнациональных отношений. 

1 марта 1995 года в РК начала свою деятельность Ассамблея народа Казахстана.
1 марта 1995 года в РК начала свою деятельность Ассамблея народа Казахстана. Фото: Akordapress

Занял активную миролюбивую позицию в ООН 

Сотрудничество с ООН — одно из приоритетных направлений внешней политики страны. Казахстан стал членом Организации объединённых наций 2 марта 1992 года. Первый президент РК Нурсултан Назарбаев неоднократно принимал участие в работе этой влиятельной международной организации.

«Своим личным участием в саммитах, сессиях и конференциях ООН я хотел подчеркнуть, какое важное значение Казахстан уделяет этой всемирной организации», — подчеркнул Назарбаев.

Важной вехой в развитии сотрудничества стал официальный визит в Казахстан в октябре 2002 года Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Высокий гость из Нью-Йорка отметил, что Казахстан «достиг огромных результатов в переходе от командной к рыночной экономике, смог сохранить стабильность внутри страны, занял смелую позицию в отношении ядерного разоружения».

В мае 2003 года Совбез ООН принял резолюцию о помощи иракскому народу в восстановлении страны. В течение пяти лет казахстанские офицеры и солдаты занимались разминированием территории Ирака, обучением сапёрному делу местных курсантов, оказывали медицинскую помощь населению.

«Особенно значим для меня был вопрос о глобальной ядерной безопасности, — подчеркнул Нурсултан Назарбаев. — Слишком сильный „ожог“ оставила в Казахстане в ХХ веке гонка ядерных вооружений. Поэтому закономерно, что по инициативе нашей страны 2 декабря 2009 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об объявлении 29 августа — даты закрытия Семипалатинского полигона — Международным днём действий против ядерных испытаний».

Признанием успехов страны и её роли в деятельности ООН стало избрание Казахстана в один из главных органов ООН — Экономический и Социальный совет. Казахстан стал первым государством Центральной Азии, избранным в число 54 членов ЭКОСОС. 28 июня 2016 года РК впервые была избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2017-2018 годы. Казахстан определил следующие приоритеты на период своего членства в СБ ООН: построение мира, свободного от ядерного оружия; устранение угрозы глобальной войны и урегулирование региональных конфликтов; продвижение интересов Центральной Азии при одновременном укреплении региональной безопасности и сотрудничества; борьба с терроризмом; мир и безопасность в Африке; обеспечение неразрывной связи между безопасностью и устойчивым развитием; а также адаптация Совета Безопасности и всей системы ООН к угрозам и вызовам XXI века.

«Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун 30 июня 2016 года поздравил меня с победой Казахстана на выборах в непостоянные члены Совета Безопасности ООН. И особо подчеркнул, что результаты голосования — это высокая оценка активной внешней политики, проводимой Казахстаном» — отметил Нурсултан Назарбаев. 

Обозначил принципы стабильности в регионе 

Одна из первых внешнеполитических инициатив Нурсултана Назарбаева — создание Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Идею созыва международного форума, объединяющего государства азиатского континента, которые ставят перед собой задачу укрепления взаимоотношений и сотрудничества для обеспечения стабильности и безопасности в регионе, он высказал в октябре 1992 года на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

«Стратегическое видение актуальной международной повестки подсказывало мне, что наряду с европейской безопасностью не меньшее значение для мира в целом имеет азиатская безопасность. Именно этим и была обусловлена моя инициатива созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА)», — подчеркнул первый президент Казахстана.

Инициативу Нурсултана Назарбаева поддержали в России, Китае, США, Германии, Японии, Иране, Турции и Австралии. 4 июня 2002 года в Алматы состоялся I Саммит СВМДА. В нём приняли участие представители 15 государств, а также наблюдателей ООН и ОБСЕ. Главным событием прошедшего форума стало подписание Алматинского акта, открывшего путь к организационным основам СВМДА, к будущим институтам безопасности в Азии.

«Могу вспомнить, как в 2002 году первым успехом форума СВМДА стало восстановление диалога между Индией и Пакистаном в момент обострения отношений между этими ядерными державами. Мы были уверены, что в дальнейшем СВМДА будет эффективно исполнять роль коллективного механизма обеспечения безопасности на азиатском континенте», — писал Нурсултан Назарбаев в книге «Эра независимости».

В октябре 2004 года на встрече министров иностранных дел СВМДА принят Каталог мер доверия — уникальный документ, не имевший прецедента ни в азиатской, ни в мировой дипломатии. Впервые предусматривалось многостороннее сотрудничество в Азии по вопросам безопасности, мирному урегулированию споров и контролю над вооружениями.

В последующие годы в Алматы (2006), Стамбуле (2010), Шанхае (2014) и Душанбе (2019) состоялись очередные саммиты СВМДА с участием многих лидеров азиатского региона. На сегодняшний день в организацию входят 27 государств, включая Афганистан, Россию, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Турцию и другие страны.

«Процесс роста и развития СВМДА показал открытость, востребованность и жизнеспособность совещания. На глазах всего мира форум СВМДА оформился как перспективное макрорегиональное объединение», — сказал Нурсултан Назарбаев. 

Нурсултан Назарбаев выступил инициатором создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Нурсултан Назарбаев выступил инициатором создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Фото: 365info.kz

Предопределил новую геоэкономическую реальность 

29 марта 1994 года в ходе первого официального визита в Россию Нурсултан Назарбаев высказал идею формирования Евразийского Союза на основе единого экономического пространства и совместной оборонной политики. Его инициатива прозвучала на встрече со студентами Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

«Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия, — делился Назарбаев своими мыслями со студентами и преподавателями МГУ. — Таким объединением мог бы стать Евразийский Союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики».

От идеи до реализации интеграционного процесса прошло немало времени. В 2010 году вступили в силу договорённости о создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс. После чего главы государств России, Белоруссии и Казахстана поручили правительствам подготовить проект Договора о ЕАЭС.

«Историческая церемония состоялась в Астане во Дворце Независимости 29 мая 2014 года, — писал Назарбаев в мемуарах. — В торжественной обстановке мы вместе с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в присутствии многочисленных высоких гостей скрепили своими подписями Договор о Евразийском экономическом союзе. Символично, что договор о ЕАЭС, как и договор о ЕврАзЭС (2000 года), был подписан в Астане — в центре Евразии и самой молодой столице мира. Примечательно и то, что он был заключен в год 20-летия идеи о создании Евразийского союза, выдвинутой мной в 1994 году».

Вместе с главами государств-членов Евразийского экономического союза в Москве.
Вместе с главами государств-членов Евразийского экономического союза в Москве. Фото: Akordapress

Ныне в ЕАЭС входят пять государств — Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. По количеству населения Союз занимает восьмое место в мире — свыше 183 человек. По внутреннему валовому продукту — десятое. По данным Международного валютного фонда объем национальных экономик составляет более 2,2 триллиона долларов.

«В мае 2015 года в Астане было подписано соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, а в декабре главы государств рассмотрели возможности сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шёлкового пути, — отметил Нурсултан Назарбаев. — Была начата работа над созданием „дорожной карты“ сотрудничества с Китаем. В 2014-2015 годах благодаря усилиям и доброй воле дружественных стран в мире возник ЕАЭС — новая геоэкономическая реальность». 

Дал позитивный импульс миротворческой миссия РК 

В последнее десятилетие Казахстану суждено было стать уникальным международным медиатором. В 2012-2013 годах усложнилась глобальная ситуация вокруг ядерной программы Ирана. Чтобы найти выход из непростой политической ситуации, по инициативе первого президента Казахстана в феврале и апреле 2013 года в Алматы провели два раунда переговоров Ирана и «группы шести» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия). Казахстан в качестве модератора и организатора, как отмечали участники, внёс значительный вклад в достижение позитивных результатов. Итоги алматинских раундов легли в основу Совместного всеобъемлющего плана действий (2015 год) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы.

«Следует подчеркнуть, что я лично всегда призывал иранское руководство отказаться от ядерного оружия и приводил соответствующий пример Казахстана. Мои аргументы, как оказалось, были услышаны. Это стало важной предпосылкой для урегулирования ситуации вокруг ядерной программы Ирана», — вспоминал Нурсултан Назарбаев.

В 2014-2015 годах Казахстан принимал участие в разрешении украинского кризиса.

«После закрытых переговоров с Порошенко я из Киева вылетел в Москву, — вспоминал Нурсултан Назарбаев. — Уже в самолёте я начал с учётом мнений Франсуа Олланда и Петра Порошенко от руки набрасывать компромиссные предложения, с которыми ознакомил в Москве Владимира Путина. При посредничестве Казахстана переговоры должны были состояться в январе 2015 года в Астане, однако этому воспрепятствовало очередное обострение на юго-востоке Украины. Тем не менее наш позитивный импульс сыграл свою роль, и вечером 11 февраля 2015 года в столице Беларуси официальные Киев, Москва, Париж и Берлин впервые сели за „круглый стол“ обсуждать пути урегулирования конфликта. „Нормандская четвёрка“ смогла согласовать Минские соглашения, которые до настоящего времени остаются базой для урегулирования конфликта на юго-востоке Украины».

Нурсултан Назарбаев также принимал участие в урегулировании российско-турецкого конфликта, резко осложнившегося после инцидента со сбитым военным самолетом РФ в ноябре 2015 года. Первый президент Казахстана активно контактировал с главами этих государств.

«Наши неординарные, исключительные усилия позволили наладить прямой контакт между президентами Турции и России, — рассказывал он. — Подтверждением стал мой телефонный звонок Реджепу Эрдогану 30 июня 2016 года, во время которого турецкий лидер выразил благодарность за вклад Казахстана в нормализацию отношений между Турцией и Россией».

Реджеп Эрдоган выразил благодарность Нурсултану Назарбаеву за вклад Казахстана в нормализацию отношений между Турцией и Россией.
Реджеп Эрдоган выразил благодарность Нурсултану Назарбаеву за вклад Казахстана в нормализацию отношений между Турцией и Россией. Фото: Presidentlibrary.kz

В 2015-2017 годах Казахстан принял участие в урегулировании сирийского кризиса. В течение января-октября 2017 года в Астане состоялось семь сложных раундов переговоров, за которыми наблюдал весь мир. В столицу РК прибыли реальные командиры ополчений, которые воюют в горячей точке. Переговоры шли тяжело. Следует признать, многие не верили в их успех, но польза и движение вперёд были очевидны. В частности, было достигнуто то, что казалось прежде невозможным — созданы зоны деэскалации в Сирии.

«Для меня изначально было аксиомой: будущее Казахстана теснейшим образом связано с будущим континента и всего мира, — подчеркнул Нурсултан Назарбаев. — Выступая в ноябре 2017 года в ходе заседания Астанинского клуба, я отметил, что мы пытаемся привнести в мир то, чего ему в последнее время так сильно не хватает: объединения, сплочённости и толерантности для решения глобальных задач. Реальность такова, что выстраивание новой архитектуры глобального развития происходит в условиях углубления геополитического, геоэкономического и идеологического разломов по линии Восток — Запад. Мы это видим. Для решения данных проблем Казахстан способен предложить объединяющую повестку в области безопасности, экономического роста и диалога».

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы