Конкурс «Евровидение» давно уже перестал иметь какое-то отношение к музыке. Но до сих пор была хотя бы какая-то интрига — какого ряженого и по какой повестке выберут на сей раз. А вот в 2022-м году все оказалось предсказуемо совершенно.
Старый анекдот
В начале 1980-х появился в СССР такой анекдот. Пленум ЦК КПСС принял решение из двух пунктов. Первое — избрать Генеральным секретарем ЦК КПСС Константина Черненко. Второе — похоронить его у Кремлевской стены.
Шутка была реакцией на период, когда одного старого и больного лидера нации сменял другой, еще более нездоровый. Черненко, кстати, действительно умер всего через год после своего назначения.
С Украиной на «Евровидении-2022» было так же, как с Черненко — все знали, что первое место отдадут коллективу из Незалежной. И абсолютно не имеет значения, как он при этом выступит. В принципе, украинцы могли молча постоять или крикнуть «Слава Украине!» — этого было бы вполне достаточно.
В Незалежной давно усвоили, что «Евровидение» — это в первую очередь спекуляция на какие-либо темы. Это могут быть «угнетаемые», бородач в юбке и т.д.
Позору не оберешься
На Украине повесткой периодически пытались воспользоваться, правда, с переменным успехом. Но если «Раша, гудбай!» не дотащила Верку Сердючку до первого места, то унылая и не первой свежести (что, вообще-то, запрещено правилами конкурса) тягомотина «1944» от Джамалы зашла. А нынешний «шедевр» просто не мог не зайти, ибо «Евровидение» никак не могло не поддержать нацистов. Ну то есть Украину, но по факту именно нацистов. Потому что украинские исполнители прямо в микрофон требовали «помочь Мариуполю и ребятам с “Азовстали”». И, как оказалось, даже такие призывы в рамках «песенного конкурса» отныне политикой вдруг не считаются.
Ничего нового в этом, собственно, нет. Взгляните на Нобелевскую премию в области литературы и мира — каким только политически озабоченным их не раздавали. Можно только позавидовать прозорливости Льва Толстого, который на заре появления награды отбивался от нее руками и ногами. Предчувствовал великий старец, что добром это не кончится.
Эффект Леонида Ильича
В 1980 году в Свердловском зале Кремля состоялось торжественное вручение Ленинской премии по литературе генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу. Советский лидер был отмечен за создание трилогии воспоминаний — «Малая земля», «Возрождение» и «Целина».
В то, что страдающий недугами Леонид Ильич был способен на такой титанический труд, в СССР не верил вообще никто. Народ сочинял на сей счет анекдот за анекдотом, а ведь, если вдуматься, ничего смешного в этом не было. Это награждение компрометировало и саму премию, и государство, да и несчастного Брежнева с его старческой сентиментальностью и тягой к всевозможным знакам внимания.
Да и вообще, в Советском Союзе знали — многие решения в сферах, далеких от политики, зачастую принимаются по идеологическим соображениям. Как, например, отказ от поездки сборной СССР на Олимпиаду-1984 в Лос-Анджелес.
В противовес этому западный мир казался советскому обывателю «территорий свободы», где никто не заставляет исполнителей петь правильные песни и не принуждает подписывать коллективные «письма протеста».
Нероновщина
И вот, как говорится, приехали. В 2022 году западный мир до боли напоминает советский блок первой половины 1980-х. Хотя, нет, надо признать, что они нас все-таки обошли. В СССР существовали конкурсы патриотической песни, которые изначально были заряжены на идеологию, но такого номера, которое выдало сейчас «Евровидение», пожалуй, не было.
Тут скорее стоит обратиться к опыту античности, когда император Нерон устраивал соревнования в пении, где регулярно побеждал сам. Отвратительный голос Нерона резал слух аудитории, но самоубийц, желавших оспорить «талант» властителя, не находилось.