Примерное время чтения: 8 минут
1713

Битва за «Кобзаря». Российский центр в Киеве закроют из-за Тараса Шевченко?

Российский центр в Киеве.
Российский центр в Киеве. / Кадр: / YouTube

Если есть желание устроить конфликт с Россией, повод можно найти всегда. Сегодня этим незамысловатым принципом пользуются и в США, и в Великобритании, и в Евросоюзе. Но главными мастерами по этой части являются, конечно, украинские политики.

Крамольный «День Шевченко»

Новой причиной для скандала, набирающего обороты в Киеве, стал Тарас Шевченко. Поэта, прозаика, живописца в Незалежной почитают как одного из главных украинских гениев, певца свободы и «борца с имперской Россией».

Последнее обстоятельство заставляет украинских политиков весьма ревниво относится к тому, что говорят и пишут о Шевченко в России. Публикации, в которых поэта критикуют за национализм, встречаются на «ура», ибо они прекрасно ложатся в общую канву утверждения о том, что Россия якобы подавляет украинское самосознание. А вот высказывания российских представителей, в которых Шевченко упоминается в хвалебном тоне, вызывают раздражение. И тогда приходится искать нечто негативное даже в одобрении автора «Кобзаря».

9 марта 2021 года в Российском центре науки и культуры состоялся Международный творческий конкурс современных поэтов «День Шевченко», посвященный 160-летию со дня смерти Тараса Григорьевича. С учетом пандемии COVID-19, а также нынешних политических реалий мероприятие проходило в онлайн-формате.

Его участники как со стороны России, так и со стороны Украины вспоминали стихи Шевченко, говорили о его вкладе в культуру обеих стран, которая тесно связана, говорили о том, что никакие современные политические потрясения не способны разорвать отношения между народами.

МИД Украины осудил «российские нарративы»

Казалось бы, если Россия чествует поэта, которого Украина называет национальной гордостью, что здесь может быть крамольного? Но крамолу нашли уже в анонсе мероприятия, где Шевченко был назван «российско-украинским поэтом».

Пока реакция шла на уровне тех, кого принято называть общественными деятелями, на это, пожалуй, можно было бы не обращать внимания. Но затем с заявлением на сей счет решил выступить МИД Украины.

«В связи с манипулятивным и дерзким посягательством страны-агрессора на историческое, культурное и философское наследие Тараса Шевченко мы подчеркиваем, что национальная самоидентификация Кобзаря — непримиримого борца за национальное и духовное возрождение Украины, освобождение нашей родины от угнетения России — не может вызывать никаких сомнений. Министерство иностранных дел отрицает любые российские нарративы в отношении Тараса Шевченко», — заявили в МИДУкраины.

«Надеюсь, СНБО рассмотрит вопрос деятельности филиала Россотрудничества на территории Украины»

Словами дело не ограничилось. Украинская редакция «Радио Свобода» обратилась с запросом в Совет национальной безопасности и обороны Украины — могут ли быть приняты в отношении Российского центра науки и культуры в Киеве некие меры, направленные на прекращение его деятельности.

Вообще-то даже в МИД Украины отметили, что закрыть Российский центр без последствий нельзя, так как он был открыт по соглашению Между Кабинетом Министров Украины и Правительством России в 1998 году, в рамках которого в Москве также был создан Национальный культурный центр Украины. Но в СНБО ответили, что закрыть российское культурное представительство можно, если в Совет поступит соответствующее обращение от официальных лиц, которое будет рассмотрено.

Такое официальное лицо уже нашлось — это министр культуры Украины Александр Ткаченко. В Telegram чиновник написал: «Надеюсь, СНБО рассмотрит вопрос деятельности филиала Россотрудничества на территории Украины в ближайшее время».

А дальше, как писали советские классики Ильф и Петров, «Остапа понесло». По версии Ткаченко, упоминание о Тарасе Шевченко как о «российско-украинском поэте» «очередной пример попытки присвоения заслуг украинской и других национальностей». Министр также привел другие примеры подобных «провокаций»: «Когда РФ стыдно признавать, что без Королева космическая гонка между СССР и США завершилась бы разгромом советской космической программы, они украинца Королева называют чуть ли не русским. Когда чисто русские щи стыдно презентовать иностранцам, они присваивают себе происхождение нашего борща... Классические имперские привычки кремлевцев».

Комментировать подобное нет смысла. Как и объяснять в сотый раз, что выдающийся советский ученый Сергей Павлович Королев к независимой Украине, похоронившей доставшиеся от СССР науку и ракетостроение, никакого отношения не имеет. Как и повторять, что борщ — блюдо множества славянских народов, которое, к слову, переняли и те, кто жил с ними рядом. А в Соединенных Штатах борщ вообще многие воспринимают как традиционное блюдо еврейской кухни, из-за чего в США даже возник такой термин «Борщовый пояс» — зона курортов, пользовавшихся популярностью у американских евреев.

От крепостного до представителя культурной элиты

Но вернемся к самому Тарасу Григорьевичу Шевченко. Из 47 лет своей жизни около половины он провел в России. Даже если не учитывать период службы в армии, куда «кобзарь» угодил не по своей воле, то окажется, что в столице империи Петербурге он провел целых 13 лет.

Из крепостной неволи талантливого юношу выкупили русские художники Карл Брюллов, Алексей Венецианов и Василий Жуковский, являвшийся на тот момент наставником цесаревича, будущего императора Александра II.

В рекруты вольнодумец Шевченко в возрасте 33 лет угодил по решению властей, однако преследовали его не столько за некий национализм, сколько за оппозиционную деятельность в целом. А освобождение от рекрутской повинности стало возможным благодаря ходатайству вице-президента Академии художеств графа Федора Толстого, ставшего другом Шевченко.

Последний период жизни Шевченко, прошедший в Петербурге — это бесконечная череда званых обедов, вечеров и против мероприятий имперской богемы, частью которой стал и сам поэт. В 1860 году он получил степень академика Академии художеств.

Оставим в стороне тот момент, что «националист» Шевченко четко разделял «Волынь» и «Украину», не воспринимал как Украину территорию и крупнейшие города Новороссии и тем более Крым.

Борьба, к которой Шевченко призывал в своих стихах, имела куда больше социального, нежели национального аспекта. Что вполне объяснимо с учетом того, что поэт на себе познал все «прелести» крепостничества.

Тарас — наш!

Но главное, что позволяет считать Шевченко частью русской культуры, — это то, что практически всю свою прозу, составляющую примерно половину произведений, он писал на русском языке. 

То, что Тарас Григорьевич писал на русском языке прошения и другие официальные бумаги, еще можно объяснить вынужденными обстоятельствами. Но известно, что и свои дневники Шевченко вел на русском языке.

В общем, при всей своей любви к Украине антироссийским деятелем Тараса Шевченко объективно назвать очень трудно.

Надо сказать, что культ Шевченко вообще не состоялся бы без СССР и советской идеологии. В рамках интернационализма и стремления к развитию культур народов Советского Союза Шевченко был введен в круг особо почитаемых литературных классиков. Его портреты украшали школьные кабинеты во всех городах и весях большой страны.

Огромные тиражи книг, которые и не снились современной Украине, десятки памятников, включая монумент в Москве, сотни улиц, проспектов, площадей его имени, фильм «Тарас Шевченко» с Сергеем Бондарчуком в главной роли... И что интересно, лента вышла в период правления Иосифа Сталина, который, согласно современной украинской трактовке, дня не мог прожить без геноцида украинского народа. Правда, факты указывают скорее на то, что ни одно кремлевское торжество не обходилось без украинских песен и танцев, но кому из официальных лиц в Киеве сегодня интересна правда?

«Если у нас не будет культурного центра в Киеве, то он появится в других городах»

Украине нужен не реальный Шевченко, а куцый, урезанный до формата обитателя бандеровского схрона, каким поэт в действительности никогда не был. И любое напоминание о том, что личность Шевченко гораздо шире той, которую сейчас создают на Украине, вызывает у политиков бешенство.

Глава Россотрудничества Евгений Примаков, под эгидой ведомства которого и находится Российский центр в Киеве, написал в своем Telegram-канале по поводу происходящего: «То, что они ожидаемо обиделись — ну, на обиженных воду возят. Тут я ничуть не удивился. Давайте еще на фасаде повесим портрет Шевченко, а ваши упоротые товарищи полезут его оттуда срывать? Будет еще красивее... Что же касается самого, непосредственно, закрытия Русского дома:

а) украинский культурный центр никто в Москве не закрывал, а то, что там сотрудники на работу ходить перестали — так то их, украинского МинФина и МИДа, забота, не наша;

б) если украинская власть хочет закрыть культурный центр за чтение стихов Шевченко, то кто ж им мешает себя настолько жестоко выпороть;

в) если у нас не будет культурного центра в Киеве, то он появится в других городах, не обязательно тех же самых, где есть СБУ и ВСУ с СНБУ. Там на Донбассе есть несколько. Хотите нам помочь? Валяйте.

Я искренне уважаю украинцев как народ. И Шевченко тоже. Но отчего я должен хоть в грош ставить этих безумных людей, которые над этим украинским народом ежедневно издеваются?»

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах