В длинный список проблем, вину за которые украинские власти возлагают на Россию, добавились и трудности со строительством метрополитена Киева.
«Киевский метрополитен остановился лишь один раз. Когда началась российская агрессия»
Об это заявил лично украинский президент Петр Порошенко. 19 марта 2019 года он выступал на презентации проекта строительства участка Сырецко-Печерской линии Киевского метрополитена от станции «Сырец» до массива Виноградарь.
«За всю историю киевcкого метрoполитена лишь один раз он полностью остановил работу. И мы очень хорошо помним, когда это было — с 18 по 20 февраля 2014 года, в то время, когда пять лет назад началась российская агрессия против Украины, — приводит слова президента Украины его пресс-служба. — И, конечно, она затормозила планы развития киевского метро. Но подчёркиваю, что попытки парализовать работу метро и жизнь города провалились. Мы научились противостоять агрессии и на поле боя, и в Киеве».
Менее чем за две недели до выборов Петр Порошенко не устает удивлять — и словами, и мероприятиями.
Оказывается, по новой версии украинского президента, «российская агрессия» происходила в тот момент, когда у власти в Киеве еще находился президент Виктор Янукович. Собственно, команда Януковича и принимала решение об приостановке работы метрополитена, пытаясь таким образом ограничить приток в центр города как экстремистов, так и обычных зевак, которые могли стать жертвами столкновений.
Драма «Львовской брамы»
Примечательно и само действо, в котором участвовал Порошенко. Он, конечно, с удовольствием в канун выборов поучаствовал бы в открытии новой станции метро, но открывать в Киеве нечего.
Строительство Сырецко-Печерской линии метрополитена началось еще во времена Украинской ССР. 31 декабря 1989 года был запущен ее первый участок. Советской инерции хватило до 2000-х годов. Последняя на сегодняшний день станция линии — «Красный хутор» — была открыта в 2008 году, когда мэром Киева являлся Леонид Черновецкий. Станция «Сырец», находящаяся на другом конце линии, была построена еще в 2004 году. Планы ее продолжения существовали и тогда, но постоянно чего-то не хватало — то денег, то желания.
На Сырецко-Печерской линии есть многострадальная станция «Львовская брама», строительство которой был начато еще в последний год существования СССР. В 1996 году работы свернули из-за нехватки средств. Судя по украинским СМИ, «станцию-призрак» собирались достроить к 2004 году, затем к 2008 году, потом к 2010 году, после этого к открытию Евро-2012. Потом пошла речь о том, что «Львовская брама» заработает в 2016 году. Последним сроком, который называли власти, стал 2025 год.
«Львовская брама» — станция глубоко заложения, и подобное строительство, во-первых, дорого, а во-вторых, сложно технически.
Презентованный Порошенко участок обещают открыть в конце 2021 года. Раньше говорили, что это произойдет в 2019 году
Участок, проект которого презентовал Петр Порошенко, будет состоять из станций мелкого заложения, что и проще, и дешевле.
Есть, правда, одно «но». В начале 2018 года в интервью украинскому порталу «Факты» спикер Киевского метрополитена Наталия Макогон говорила: «В 2018 году начнут строить две станции ветки метро, ведущей на Виноградарь — „Проспект Правды“ и „Мостицкую“, а в 2019-м уже планируют ввести их в строй». Однако 19 марта 2019 года агентство «Интерфакс-Украина» привело слова мэра Киева Виталия Кличко, сказанные президенту Петру Порошенко в ходе осмотра строительных работ: «В декабре 2021 года две станции будут открыты». Речь шла как раз о станциях «Проспект Правды» и «Мостицкая». Как видите, срок сдачи объектов по сравнению с 2018 годом сместился сразу на пару лет.
Хочется пожелать киевлянам, чтобы хотя бы этот срок был выдержан — с учетом истории «Львовской брамы» возможно все.
Третий метрополитен СССР: как советский режим украинцев подземкой угнетал
С метрополитеном Киева у нынешних украинских властей вообще сложные отношения. Его возникновение — целиком и полностью заслуга Советского Союза. Постановление Совета Народных Комиссаров о строительстве метров столице Украинской ССР было принято 22 февраля 1945 года, когда еще продолжалась война.
Первую ветку киевского метро собирались запустить уже в 1950 году. В действительности сил на реализацию проекта в таком темпе не оказалось. Начать строительство удалось только в 1949 году. 14 апреля 1949 года приказом № 297/ЦЗ Министерства путей сообщения СССР создано управление по строительству метрополитена — «Киевметрострой». Страна, еще не оправившаяся от войны, одновременно тянула три метропроекта — продолжалось строительство линий в Москве, строился метрополитен в Ленинграде, где работы были начаты раньше, чем на Украине, и в Киеве. Тем не менее, метро Киев получил третьим в Советском Союзе — после Москвы и Ленинграда. Видимо, именно так выглядел расписываемый современными украинскими историками «геноцид украинского народа».
Первый участок метрополитена Киева был открыт 6 ноября 1960 года, к годовщине освобождения города от фашистов и накануне очередной годовщины революции. Если уж быть последовательными, то тяжелое наследие СССР украинским патриотам стоило бы закопать. Но они нашли выход. В 2017 году телеканал ICTV заявлял, что метро в Киеве должно было появиться еще в XIX веке. Потом его собирался строить гетман Скоропадский. Но «злые царские чиновники, а потом большевики» не дали состояться проекту «украинского метрополитена».
АиФ.ru в своем материале разбирал эти исторические «изыскания», что проекты метрополитена в царское время отклоняли и в Москве, и в Петербурге, и до практической реализации замыслов дело дошло только в суровые времена товарища Сталина.
Прощальный подарок Януковича
Более 30 из существующих ныне станций Киевского метрополитена были построены и введены в строй во времена СССР. Все, что вводилось в строй в 1990-х и начале 2000-х годов — это достройка объектов, начатых еще в советский период.
Новые станции с нуля строить в Киеве начали лишь в первом десятилетии XXI века, да и то это было реализацией планов, разработанных в советский период. Последний период активного ввода станций метро в Киеве приходится на период, когда президентом Украины был Виктор Янукович, а главой правительства Николай Азаров. Последнюю на данный момент станцию «Теремки» 6 ноября 2013 года открыл Янукович. «10 лет назад я пообещал работникам метрополитена, что они не будут без работы. Мы строили и будем строить. Кроме того, уже есть заказ на 95 вагонов метро, из которых 50 — для Киева», — говорил тогдашний президент на церемонии открытия. Менее чем через месяц в столице начался «Евромайдан», похоронивший планы строительства метрополитена на годы вперед.
Что мешает плохому танцору?
На город Киев за это время не упало ни одной бомбы и ни одного артиллерийского снаряда, он не находился в блокаде и на военном положении. Против украинских властей не вводили санкции ЕС и США, МВФ щедро кредитовал новый режим. Но нельзя же признаться, что свергнутые предшественники были гораздо успешнее по части развития государства. Вот и приходится объяснять все «российской агрессией».
Главное, чтобы конкуренты по гонке за пост президента не ткнули избирателей носом в убийственный факт — «кровавый» Янукович открывал готовые станции, а «евромайданец» Порошенко лишь презентует проекты.