Примерное время чтения: 8 минут
577

Баранов против индейцев. Снесут ли памятник правителю Русской Америки?

Портрет Александра Баранова. Михаил Тиханов, 1818 год.
Портрет Александра Баранова. Михаил Тиханов, 1818 год. Commons.wikimedia.org

Развернувшаяся в США кампания по сносу памятников коснулась и «русского следа» в истории Америки. Под угрозой оказался монумент в честь первого Главного правителя русских поселений в Северной Америке Александра Баранова.

«Есть группа людей, которые проводят мирные протесты против этой статуи»

Как рассказал ТАСС управляющий города Ситка (штат Аляска) Джон Лич, группа местных активистов добивается переноса из центра города статуи Баранова.

«В городе есть группа людей, которые, как я бы сказал, проводят мирные протесты против этой статуи в связи с тем, какой в нее вложен смысл. Выступления этой группы в некотором смысле идут в одном ряду со всем остальным, что сейчас происходит в США», — заметил управляющий.

Активисты утверждают, что памятник русскому правителию может оскорблять чувства представителей коренных народов Аляски.

В то же время звучат голоса и в защиту памятника. Пока окончательного решения по данному вопросу не принято.

Мэр Ситки Гэри Пэкстон в интервью ТАСС предположил, что ситуацию удастся разрешить не сносом памятника, установкой нового монумента: «Я считаю, что произойдет следующее: мы начнем процесс, в результате которого к этой статуе будет проявлено уважительное отношение, и одновременно с этим мы возведем статую подходящего представителя народа тлинкитов того же периода. Мы сделаем это цивилизованным образом и с уважением, посредством открытого процесса решим, каким образом и где будут размещены обе статуи».

Памятник Баранову работы скульптора Джоан Багби-Джексон был подарен муниципалитету в 1989 году одной из местных семей и установлен в парке перед зданием общественного центра Harrigan Centennial Hall на берегу океана.

Шлюп «Нева» в гавани святого Павла на острове Кадьяк.
Шлюп «Нева» в гавани святого Павла на острове Кадьяк. Фото: Commons.wikimedia.org

Первый правитель Русской Америки

Уроженец Каргополя Александр Андреевич Баранов происходил из купеческой семьи. До 1780 года он занимался торгово-промышленными операциями в Каргополе и за его пределами: в Олонецкой провинции, Москве, Санкт-Петербурге.

Переехав в 1780 году в Иркутск, Баранов приобрёл два завода, в том числе стекольный, организовал несколько промысловых экспедиций на северо-восток Азии и на Аляску. В 1787 году избран почётным членом Императорского Вольного экономического общества. 

В 1790 году промышленник Григорий Шелихов предложил Баранову возглавить управление Северо-Восточной компанией, которая в 1799 году была реорганизована в Российско-Американскую компанию. Так Александр Баранов стал Главным правителем русских поселений в Америке. В 1799 году он основал форт Ново-Архангельск на острове Ситка, куда и был перенесен административный центр Русской Америки. Современный американский город Ситка — это и есть Ново-Архангельск, основанный Барановым.

За 28 лет, пока Баранов находился на своем посту, Русская Америка стремительно развивалась. При нем появлялись новые поселения, была создана верфь, медеплавильный завод, организована добыча угля. Благодаря энергии и административным способностям Баранова значительно расширились торговые связи русских поселений в Северной Америке с Калифорнией, Гаваями и Китаем. В 1812 году по распоряжению Баранова в Калифорнии служащим компании коммерции-советником Иваном Кусковым основана русская торговая фактория — Форт-Росс.

«Вид Российско-американского селения». Чернышев, ок. 1805 г.
«Вид Российско-американского селения». Чернышев, ок. 1805 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Война с колошами: как русские и индейцы из-за каланов поссорились

Чем же Баранов не угодил американским активистам XXI века? Русские не завозили на Аляску чернокожих рабов, да и вообще институт рабства в западном понимании в России отсутствовал. 

Предъявляемые русскому правителю претензии относятся к его конфликту с индейцами-колошами, как их называли русские, или тлинкитами, как они именовали себя сами.

Поводом для противостояния стал промысел каланов — их активно добывали как индейцы, так и русские. Тлинкиты сочли, что русские занимают их угодья, и начали войну. Есть версия, что в качестве провокатора выступил капитан американского судна «Глоуб» Уильям Каннингем — он пригрозил индейцам полным прекращением торговли, если они не избавятся от русского присутствия на их земле.

В июне 1802 года отряд в 600 индейцев под предводительством вождя Катлиана напал на Михайловскую крепость на острове Ситка. Нападение произошло в тот момент, когда большинство обитателей крепости находились на промысле. После захвата крепости были атакованы возвращавшиеся промысловики. Всего в результате этой акции индейцев погибло более 20 русских и свыше 200 их союзников алеутов. Отбить Ситку русским удалось только в 1804 году. Укрепления Михайловской крепости, где засели индейцы, пришлось брать в ходе самого настоящего штурма. Потери с обеих сторон составили несколько десятков человек, но в итоге крепость была взята.

20 августа 1805 года воины-эяки клана тлахаик-текуеди во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан сожгли русское селение Якутат, убив 14 русских поселенцев и большое число алеутов. Вслед за этим была предпринята попытка захвата Константиновской крепости, куда индейцы намеревались проникнуть якобы для торговли. Однако их планы были вскрыты, и отряд разгромлен союзниками русских из числа индейцев.

Битва при Ситке. Луис Гланцман.
Битва при Ситке. Луис Гланцман. Фото: Commons.wikimedia.org

Ни порабощения, ни уничтожения

После этого между сторонами конфликта было заключено перемирие. При этом родовое поселение тлинкитов располагалось непосредственно рядом с Ново-Архангельском.

Здесь нужно сделать несколько замечаний. Во-первых, инициаторами большинства стычек, которые имели место и после перемирия, выступали не русские, а тлинкиты. Тем не менее никакого массового уничтожения индейцев этого племени не было ни до войны, ни после.

Во-вторых, с теми же алеутами и многими другими племенами у русских с самого начала сложились крепкие союзнические отношения.

В-третьих, тлинкиты, в отличие от русских, практиковали порабощение захваченных в ходе военных вылазок. То есть если сегодня говорить о возведении памятников вождям, воевавшим с Барановым, то это, по сути, будут памятники рабовладельцам.

В-четвертых, во второй половине XIX века, то есть в конце истории Русской Америки, тлинкиты стали активно принимать православие. Таким образом они пытались защититься от деятельности американских миссионеров. Очень трудно представить, что защиту своей самобытности индейцы стали бы искать в вере жестоких угнетателей и поработителей.

Надо признать, что противостояние русских и индейцев на Аляске невозможно сравнить с тем, что происходило в Соединенных Штатах. Ни при Баранове, ни после никто не пытался зачистить территории от коренного населения и загнать его в резервации. Создается впечатление, что вся суета, связанная с памятником Александру Баранову в Ситке — это желание политически активной группы людей присоединиться к модному движению. И если повода для этого нет, его пытаются найти во чтобы то ни стало.

Кажется, пока на Аляске число здоравомыслящих превышает количество ниспровергателей монументов. Но что будет дальше, пока неизвестно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах