В понедельник главы МИД Евросоюза согласовали снятие санкций с белорусского президента Александра Лукашенко и ещё порядка 170 официальных должностных лиц этой страны. Следует напомнить, что санкции, о которых идёт речь, были введены ещё 10 лет назад в ответ на силовое подавление властями выступлений оппозиции в начале нулевых. Против главных фигурантов этих дел европейцы всё-таки намерены оставить ряд ограничений. Речь идёт о четырёх чиновниках силовых ведомств, которые, по версии ЕС, причастны к похищению оппозиционеров в 1999–2000 годах. Также предполагается, что в силе останется эмбарго на продажу Белоруссии оружия.
Диктатор всея Белоруссии
Самым негативным образом на снятие санкций отреагировала белорусская оппозиция, назвав это предательством со стороны европейских политиков и пообещав, что рано или поздно Лукашенко будет ждать участь других «диктаторов» — Муамара Каддафи и Виктора Януковича.
«Такое решение, если оно будет принято, безусловно, станет предательством в отношении белорусского народа и демократической оппозиции Белоруссии, представители которой выступали за сохранение санкций против Лукашенко и его приспешников, виновных в фальсификациях выборов 2010 года, репрессиях против гражданских активистов, в пытках над кандидатами в президенты и членами их избирательных штабов», — заявил в интервью белорусскому порталу «Хартыя’97» координатор гражданской кампании «Еврапейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко. По его словам, белорусам надо брать пример с Украины, которая смогла «отстоять свободу и независимость своей страны».
Аналогичной позиции уже многие годы придерживались и западные политики, для которых Лукашенко всегда был «пророссийским диктатором и тираном, попирающим свободы своего народа». Результатом этого как раз и стали санкции, наложенные на белорусского лидера 10 лет назад. Так что же произошло? Почему ЕС сменил гнев на милость?
Взаимовыгодное сотрудничество
Отношение персонально к Лукашенко у Запада вряд ли могло измениться. Однако среди факторов, которые могли повлиять на решение ЕС о снятии санкций, белорусские эксперты сегодня называют конструктивную позицию Минска по урегулированию украинского кризиса. Напомним, что столица Белоруссии стала некой политической площадкой, на которой вот уже больше года встречаются представители Германии, Франции, России, Украины и самопровозглашённых республик Донбасса с целью прийти к мирному решению проблемы.
Кроме того, за время действия санкций белорусский лидер предпринял целый ряд шагов, которые вызвали одобрение партнёров на Западе. В частности, были освобождены политзаключённые, а последние выборы в стране прошли в атмосфере некоторой политической оттепели.
Всё это дало Западу надежду на договороспособность Минска и укрепление сотрудничества с этой страной. Здесь стоит вспомнить заявление годичной давности Джорджа Фридмана, председателя частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, который вполне чётко обозначил геополитические интересы США в Восточной Европе. По его словам, они сводятся к созданию некоего пояса отчуждения между Германией и Россией. Для этого под влияние США должны попасть все страны от Прибалтики на севере до Украины на юге. Все действия Вашингтона в последние годы, а также государственный переворот на Украине в 2014 году вполне вписываются в эту концепцию. «Слабым звеном» теперь стал водящий дружбу с Владимиром Путиным белорусский президент Александр Лукашенко.
Утром деньги, вечером стулья
Экономические трудности, с которыми столкнулась в прошлом году Россия, не могли не отразиться на положении дел в Белоруссии — слишком уж интегрированы экономики двух стран. Вплоть до наступления нового 2016 года Лукашенко всё ещё надеялся на то, что Москва одобрит выделение Минску кредита, как говорится, на поддержание штанов — всего-то $2 млрд (для сравнения, внешний долг Белоруссии составляет $12,4 млрд) из Евразийского фонда стабилизации и развития. Последняя попытка получить деньги была предпринята в начале февраля, когда Лукашенко прилетел в Сочи специально для встречи с российским руководством. Но опять позиция Москвы была непоколебима — заветные миллиарды получить не удалось. По крайней мере, с сочинской встречи, проходившей за закрытыми дверями, Лукашенко пока вышел без денег.
Ряд белорусских экспертов связывают такую несговорчивость Кремля с позицией белорусского руководства по вопросу размещения российской военной базы. Интрига созрела в конце 2015 года, речь идёт о дислокации российского полка истребителей Су-27 на аэродроме в Бобруйске. Лукашенко вот уже несколько месяцев активно опровергает все появляющиеся слухи о самой такой возможности.
Между тем белорусские СМИ пишут о том, что именно выполнение условий Владимира Путина о размещении базы и является камнем преткновения для получения кредита. И эти требования произрастают не на пустом месте — Белоруссия всё-таки является членом ОДКБ и должна выполнять свои военные соглашения с Россией, выступая с ней единым фронтом в вопросах безопасности.
Ты туда не ходи, ты сюда ходи
Отсутствие финансовой поддержки Минска со стороны Москвы и временно не решённые вопросы между лидерами двух стран как раз и могли помочь ЕС принять окончательное решение по снятию санкций с Лукашенко. Ведь если вовремя переманить «батьку» на свою сторону, то можно будет добиться от него долгожданного проведения необходимых реформ в обмен на кредиты МВФ — старый проверенный способ политического давления на несговорчивые страны.
И здесь интересы Запада совпадают с интересами Минска: одним нужно, чтобы Белоруссия вышла из сферы влияния России, другим — деньги. Для ЕС это хороший повод сменить на западный вектор внешней политики Белоруссии. Даже демократические реформы, которых вот уже 10 лет требуют от Лукашенко под постоянными угрозами неминуемого социального взрыва, отходят на второй план.
Минск же в условиях экономических трудностей становится более сговорчивым и способным на уступки. При этом белорусские аналитики уверены — идти на прямой шантаж Минска Москва не станет и в нужный момент денег всё-таки даст.