Тем, кто воспитан в эпоху торжествующего потребления, трудно понять, что есть вещи пострашнее смерти. Потеря чести, несмываемый позор, который ложится не только на тех, кто совершает непотребное, но и на всех сопричастных.
Время титанов
Рижский русский театр, отмечающий в этом году 140-летие со дня основания, видел в своей истории множество ярких страниц. В его стенах ставил спектакли великий режиссер Александр Таиров, на этих подмостках блистали Вера Комиссаржевская, Михаил Чехов, Василий Качалов и другие титаны театра.
Отмеченный в советские годы орденом Дружбы Народов, театр и после развала СССР в независимой Латвии пытался держать марку. Хотя в стране, взявшей курс на вытеснение всего русского, делать это с каждым годом становилось всё труднее.
В последнее десятилетие художественными руководителями в театре были российские режиссеры из числа так называемой «тусовки» — Игорь Коняев, Сергей Голомазов. Последний с 2018 года едва ли не ежегодно номинировался на премию Союза театральных деятелей России «Гвоздь сезона» за свои рижские постановки.
После начала СВО давление на театр усилилось многократно. От латвийских политиков слышались призывы закрыть его как «чуждый и вражеский».
«Говоря по-русски, все равно чувствуешь себя виноватым»
Занимающая с 2018 года пост директора театра Дана Бьорк готова была выполнять любые просьбы и пожелания официальных властей Риги. Например, вот уже полтора года спектакли предваряются довольно нудными заявлениями о поддержке Украины, осуждении России, о том, что русская культура не имеет отношения к современной России и т. д.
Госпожа Бьорк, чья семья, как она выражается, «наполовину русскоязычная», не забывает каяться за себя и театр.
«Мы — не российский театр, а русский театр, представляющий русскую культуру, русский язык и его красоту, который всегда боролся с империалистическим мышлением, что всеми своими делами мы лояльны и не поддерживаем то, что происходит в Украине, — заявляет она. — Ни в чем не виноват, живешь в другой стране, но, говоря по-русски, ты все равно чувствуешь себя виноватым, все время объясняя свою позицию».
Латвийским националистам, безусловно, приятно, что дама готова перед ними унижаться. Но и сам театр должен не отставать от своего директора.
«Ко мне привязались русскоязычные. Я начал орать: что тут происходит, в какой мы стране живем!»
Ради этого Рижский русский театр осуществил постановку спектакля «Гамлет» под руководством режиссера Виестурса Кайриша.
52-летний выпускник Латвийской академии культуры первоначально специализировался на оперных постановках, а затем переключился и на драму. С одной стороны, Кайриш — это маститый профессионал, отмеченный премиями. А с другой...
Недавно режиссер посетил Латгалию, регион, в котором русскоязычное и латвийское население составляет примерно 50 на 50. Оттуда он привез следующие впечатления, которые изложил в соцсети: «Подошел охранник, которого вызвали, и заговорил со мной по-русски. Когда я начал громко протестовать и потребовал говорить по-латышски, ко мне привязались другие русскоязычные. Я начал орать: что тут происходит, в какой мы стране живем! Другой кассир обернулся и напомнил мне, что мы живем в свободной стране и что здесь каждый может высказать свое мнение...
Я очень боюсь, что после этого публичного сообщения мои дети и женщины моей семьи могут оказаться в опасности, хотя бы посетив магазины в Виляны или когда останутся одни дома в сельской местности. Я боюсь разбитых окон, но это уже мелочи. Я больше всего боюсь за страну Латвию...Например, на единственной автомойке в Вилянах этим летом обслуживающий персонал спросил, могу ли я перейти на русский язык. Пришлось вежливо уйти. Потому что в сфере госуслуг такие тексты для меня неприемлемы... И что мне делать здесь, в Вилянской волости? Бежать в Ригу ради безопасности своей и своей семьи? Кто защитит нас в нашей свободной стране?»
В общем, господин Кайриш — это классический нацист, словно прибывший из прошлого 80-летней давности, когда «творчески одухотворенные» латыши с удовольствием участвовали в холокосте и карательных акциях против мирного населения соседних республик СССР.
«Гамлет пытается найти правду за фасадом лжи, лицемерия и гнили»
Что же представляет из себя «Гамлет» за авторством такого замечательного творца?
Слово самому Кайришу: «Это пьеса, действие которой происходит в стране, которая до сих пор использует яд, чтобы расправиться с политическими оппонентами; в стране, где посредственность, придавленная средневековым укладом и комплексом неполноценности, может стать королем; в стране, которая все заключает в кавычки и не называет вещи своими именами... Может, такой страны и не существует вовсе? Гамлет пытается найти правду за фасадом лжи, лицемерия и гнили. Но он не знает, где и когда в следующий раз кто-то пустит в ход яд...»
Сам партайгеноссе Геббельс позавидовал бы, увидев подобного «Гамлета» с подзаголовком «Военные хроники». Авторы не слишком утруждались, впихнув в антураж Шекспира все фейки и штампы антирусской пропаганды.
«Если зрители за „русский мир“, то им здесь делать нечего»
По новой традиции главную роль в «Гамлете» отдали уроженцу Украины Максиму Буселу. Сам он в интервью порталу LA.LV довольно популярно разъяснил, что за аудиторию желает видеть: «Если зрители за „русский мир“, то им здесь делать нечего». По его признанию, поначалу зрители действительно уходили прямо со спектаклей — те, кто помнил театр в прежние времена, потреблять такое не желали. Зато теперь остались только те, кто полностью разделяет идеи нациста Кайриша и его подручных.
Кстати, среди участников спектакля отмечена знакомая для россиян фамилия — Хаматов. В качестве «приглашенного актера» в «Гамлете» задействован Шамиль Хаматов. 38-летний брат Чулпан Хаматовой в России состоял в труппе «Современника» и даже умудрился ухватить театральную премию.
Интересно и то, что Хаматов-младший, играющий в Риге в нацистской пропагандистской агитке, имеет параллельно в 2023 году премьеру и в России — правда, речь идет о сериале о волонтерах, вышедшем на одной из онлайн-платформ.
За пайку
В труппе Рижского русского театра до сих пор много русских имен и фамилий. Но много ли русского в тех, кто даже в интервью доказывает, что русский язык в Латвии сегодня не такой, как в России.
Сто сорок лет истории коллектива замараны смрадом и грязью. Русского театра в Риге больше нет — осталась лишь кучка творческих «власовцев», работой на нацистский агитпроп пытающихся обеспечить себе пайку.
Ходили слухи, что рижский градоначальник планировал в здании Русского театра открыть гей-клуб. Если бы было так, то позору было бы меньше, чем сейчас.