Примерное время чтения: 9 минут
6417

А «немка» «турком» оказалась. Какие субмарины прячет от Киева Олаф Шольц

Подводная лодка типа 209 (в разрезе).
Подводная лодка типа 209 (в разрезе). / rhk111 / Commons.wikimedia.org

Nein (нет) и ещё раз nein, — примерно так немецкий канцлер Олаф Шольц ответил на очередное требование Украины по поставкам вооружений. Касалось оно теперь, после танков, истребительной авиации и столь необходимых украинскому флоту субмарин. Почему? Таким вопросом задались обыватели и эксперты. Aif.ru оказался в их числе, попытавшись выяснить, на какие подлодки теоретически может рассчитывать Украина.

Держи кишеню шире

Киев за почти год после начала российской специальной военной операции на Украине выпросил в свою кишеню (карман с укр.) немало и денег, и вооружений с боеприпасами. Хватит на годовой оборонный бюджет армии Франции, не самой бедной страны Европы. И все запросы Украины, или практически все, были удовлетворены. Их «венец» — тяжелые танки Leopard, которых только Германия готова поставить в количестве 178 штук, а в других местах ещё можно наскрести на полноценный «танковый кулачок».

Киеву и этого мало. Просят всё больше и больше. Понятно, что самолеты, но Украине потребовались ещё и... подводные лодки. Об этом прямиком, без всяких обиняков, заявили Германии, одной из мощных в плане военно-морских сил стран Европы. «Поделитесь хотя бы одной, чтобы противостоять России в Черном море», — пишет в своем Twitter замминистра иностранных дел Украины Андрей Мельник. Намекая при этом на одну из лучших немецких дизель-электрических субмарин HDW класса 212А.

Несмотря на то, что германские судостроители за последние 40 лет построили большое количество субмарин, на вооружении Marine (ВМС Германии) сейчас стоит всего 6 лодок. Остальные строились на экспорт (немецкие подлодки пользуются спросом), либо были выведены из состава флота. Это подводные лодки, которые носят номерные названия — от U-31 до U-36 и были введены в состав флота с 2005 по 2016 год.

Вот на одну из них и нацелился украинский дипломат, ткнув пальцем в сторону субмарины: «Заверните!». Мол, нам надо позарез для борьбы с российским флотом в Черном море. Канцлер Олаф Шольц изменился в лице от таких просьб Киева и заявил, что ФРГ не будет участвовать в обсуждении поставок и подлодок, пояснив это тем, что «эти требования только вредят единству НАТО».

Нет лодки — нет проблем, есть лодка — есть проблемы

В общем, Германия в поставке своих лодок Украине категорически отказала. Ну, а вдруг? Вспомним, как было с прочими немецкими вооружениями, в том числе с танками Leopard — в конце концов их решили поставить. Вдруг немцы передумают, и вот это «подводное счастье», пофантазируем, достается флоту (тому, что от него осталось) Украины.

У Украины была своя подводная лодка — «Запорожье», советского проекта 641, которая вошла в состав ВМСУ в 1997 году после раздела Черноморского флота ВМФ СССР. Эта лодка даже несколько раз выходила в море на разного рода испытания с украинскими моряками. В марте 2014 года во время воссоединения Крыма с Россией, экипаж из 101 подводника разделился во мнениях — 29 человек остались верны украинской присяге и покинули подлодку. «Запорожье» в итоге так и не взяли в состав российского флота (по техническому состоянию) и она стала музеем.

То есть опыта обращения с оборудованием и навыков управления подводными лодками у украинских моряков уже нет от слова «совсем». Ни советской постройки, ни тем более современной немецкой. На обучение экипажа субмарины уйдет по меньшей мере от полугода для матросов, до двух-трех лет для командного состава. Готовить их на Украине негде, да и некому.

Немецкая подлодка U-34 класса 212А.
Немецкая подлодка U-34 класса 212А. Фото: Flickr.com/ Bundeswehr-Fotos

Второй нюанс заключается в том, что новую подлодку (тем более несколько) банально негде разместить. Одесский порт переполнен, и даже если в него втиснуть субмарину, то вся полагающаяся для её обеспечения и обслуживания инфраструктура здесь точно не поместится. Мелкие заливы в районе устья Дуная можно углубить и прорыть каналы, но это и долго, и дорого.

В-третьих, встает вопрос доставки подлодки из Балтийского в Черное море. Морской переход для субмарины класса А212 в техническом плане проблем не составляет, есть другое препятствие — проливы Дарданеллы и Босфор. Турция, которая их контролирует, с началом спецоперации на Украине для прохода военных кораблей закрыла проливы. И Анкара, чтобы не создавать прецеденты, на исключения не пойдет.

Впрочем, есть вариант доставки немецких субмарин в Черное море по суше. Автомобильным и речным транспортом. В истории Второй мировой войны такой случай был — Германия в 1942-1943 годах провела уникальную операцию по переброске своих подводных лодок от немецкого порта Киль до румынского порта Галац и далее в Констанцу на побережье.

Для этой операции были выбраны маленькие лодки типа IIВ весом по 250 тонн. Перед транспортировкой их изрядно облегчили, убрав рубки и внутреннее оборудование, а потом заново собрали. Из этих подлодок была создана 30-я флотилия, которая действовала на Черном море до середины 1944 года. Три из них были разбомблены советской авиацией в гавани Констанцы, ещё три затопили сами экипажи у побережья Турции.

Нынешняя немецкая субмарина типа 212А в габариты автомобильных дорог и водных путей вряд ли впишется со своими 1450 тоннами водоизмещения, длиной в 56,3 метра и шириной корпуса 6,8 метра. Так что этот вариант — чисто гипотетический.

Турецкий кильватер немецкой лодки

Требующий у Германии «хотя бы одну подлодку» украинский замминистра Мельник — человек сугубо гражданский и в делах флота мало что понимающий. Даже если немецкая субмарина хоть каким-то образом достанется Украине, то она так и останется запертой в Одессе. Противостоять Черноморскому флоту ВМФ РФ она не в состоянии. Это понимают и в командовании ВМСУ, которое ещё с 2014 года мечтает обзавестись полноценной подводной компонентой. Экс-командующий ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук считал, что для начала нужно получить хотя бы две малые и одну среднюю подлодки.

«Надежд построить хоть какое-то количество собственных подводных лодок у Украины никогда особо не было, — рассказал aif.ru военно-морской эксперт капитан 1 ранга Сергей Ищенко. — А вот слово “Германия” в этом контексте витало ещё с начала 2016 года. Причем, не о немецких субмаринах шла речь, а о турецких “Атылау”, которые на поверку являются немецкими подлодками тип 209. Три из них были построены в Германии, а три по лицензии уже на турецкой верфи.

Тогда глава Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов вел переговоры со своим турецким коллегой Сейфуллахом Хаджимуфтююглу по этим лодкам. Что-то тогда не сложилось, Анкара Киеву лодки не дала. Но в 2016 году обстановка была одна, а сейчас совсем другая. И Анкара не особо учитывает мнение Москвы когда поставляет вооружения Украине, те же беспилотники “Байрактар”, которые отправляет в зону спецоперации едва ли не с конвейера. Почему делать исключения для подлодок?

Есть такой нюанс, как авторские права Берлина на ставшие ненужными Турции субмарины и нужно соблюсти определенные формальности. И если Германия не желает отдавать свои лодки 212А, то вполне может дать “отмашку” на поставки германо-турецких ракетных подлодок тип 209. Пазл складывается в пользу Украины и Киев субмарины всё-таки может получить».

К слову, кроме торпед и морских мин подводные лодки «Атылау» способны нести противокорабельные крылатые ракеты «Sub Harpoon» с дальностью стрельбы от 120 до 280 километров. Получив сами субмарины, ВМСУ постараются воткнуть в них и свои ПКР «Нептун» с дальностью стрельбы до 280 километров.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах