Напомним, что фракция «Наша Украина» обвинила Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) в подготовке конституционного переворота. Причиной тому стало вчерашнее голосование по законопроекту, который предоставляет премьер-министру право назначать министров иностранных дел и обороны. Принятый закон существенно ослабляет полномочия Виктора Ющенко. Пропрезидентская фракция «Наша Украина» приняла решение о разрыве с БЮТ. Оппозиционная фракция Виктора Януковича не исключает формирования новой коалиции вместе с Блоком Юлии Тимошенко.
В эксклюзивном интервью AIF.RU писатель, профессор, депутат Верховной рады V созыва Дмитрий Выдрин рассказал о текущем раскладе политических сил на Украине, а также о перспективах сотрудничества наших стран.
- Как это традиционно происходит в первый вторник сентября, вчера Верховная рада открыла свою очередную сессию. Я не был в Верховной раде, но наблюдал происходящее там по телевизору. Кстати, как ни странно, по телевизору лучше видно, чем вживую, кто как себя ведёт.
У Юлии Тимошенко, сидевшей в премьерском ложе, было выражение человека, который следит за тем, как разворачивается не чужой, а ее собственный сценарий. Она напоминала опытного сигнальщика на капитанском мостике, который флажками отдаёт команды: левая эскадра налево с такой-то скоростью, правая – в бой и так далее. Ее незаметные движения руками показывали, что она сегодня дирижирует не только своей фракцией, но и конституционным большинством.
Вчера по указанию ее пальчиков, бровей и так далее фактически голосовало конституционное большинство. Тогда, когда она поднимала палец, «подписывались» 340-360 депутатов, а у нас конституционное большинство – это 300. Так что такое впечатление, что она сейчас стремительно отвоевывает политическое пространство, которое, как считал секретариат президента, Ющенко завоевал за время ее отсутствия.
За два часа работы в парламенте Тимошенко отвоевала то, что потеряла за две недели отпуска, и сейчас, когда перерыв закончится, будет ясно, что Тимошенко уже вторглась на территорию своего главного оппонента. Сейчас бой идет не на её территории, а на территории Ющенко.
Голосование проходило по законам, непосредственно связанным с будущим Тимошенко. Ющенко был против того, чтобы эти законы голосовались, но они были поставлены на повестку дня вопреки воле президента. К примеру, на рассмотрение Верховной рады были предложены законы, которые облегчают импичмент президенту. Президент был категорически против, естественно, но они были поставлены в повестку дня. Такое впечатление, что Тимошенко сейчас начинает блиц-криг уже на земле президента. Чем закончится – посмотрим.
- Насколько велика вероятность того, что Ющенко будет объявлен импичмент, за который так ратует в последнее время Компартия Украины?
- Это нереально. Как бы ни был облегчен импичмент, при всем облегчении есть Конституция, которая делает это нереально затруднительным. На Украине, как и в России, только человек, который доказательно уличен в явном предательстве или явно и смертельно болен, может быть подвергнут этой процедуре. Но это практически недоказуемо.
Всегда были в армии так называемые радиовойска, которые сидели в окопах с микрофонами и орали разные ужасные вещи, или как боксеры перед дракой начинают пугать друг друга криками… Коммунисты выполняют роль своего рода шумовой завесы. Они не участвуют в игре. Их игра не нужна, потому что там, где голосуют 350-360 человек, 20 коммунистических штыков не делают никакую погоду.
- Как вы расцениваете перспективы становления Украины в международном сообществе?
- Существует три базовых сценария. Один действует уже сегодня. Его можно назвать «болото», налицо попеременное перетягивание каната то в одну, то в другую сторону. Но есть и два других базовых сценария развития событий из этого «болота».
Первый сценарий – победа внешнеполитической доктрины Ющенко. Это, условно говоря, сдача на хранение и под высокие проценты, за высокий комфорт, за высокую безопасность части украинского суверенитета западным структурам, прежде всего Альянсу. Это – сценарий благостного, комфортного, спокойного, безрискового и относительно бесприбыльного существования страны.
Другой сценарий – сценарий Тимошенко. Кстати, Тимошенко, в отличие от Ющенко, по психологии не банкир. Ющенко любит всё сдавать под проценты. Когда он был председателем Нацбанка Украины, он и авуары Нацбанка сдавал на Запад под определённые проценты, что было и комфортно, и удобно, но, честно говоря, не особо прибыльно.
Тимошенко ближе всего психологическая роль бизнесмена-посредника. Для неё нетипична и непредставима спокойная ситуация. Для неё ситуация максимально благоприятная и эффективная, когда дерутся две стороны, а есть третья сторона, которая выступает посредником между дерущимися, слабо контактирующими сторонами. При этом происходит съём дивидендов и с той, и с другой стороны. Поэтому в её сценарии Украина будет страной-посредником, снимающей высокие проценты с конфликтующими Европы и Россией за свои посреднические услуги между тем и тем. Для этого нужно быть относительно нейтральным.
«Заискивание на Западе и «чеширские» улыбки на Востоке – типичная позиция для украинской элиты»
Что касается перспектив взаимоотношений России и Украины, они поэтапно пройдут две фазы. Первая фаза – это выработка собственно украинской позиции по отношению к России. Точнее, не украинской позиции, а позиции украинской власти. Поскольку украинский парламент не соизволил собраться даже по поводу таких острых проблем и ситуаций, которые возникли в Грузии (как, кстати, и российский парламент почему-то не собрался), на Украине последние две недели доминировала точка зрения одного субъекта власти – президента и его окружения.
Сейчас собрался парламент, уже идут горячие дебаты. Первый вопрос, который парламент стал рассматривать, – это отношение к грузинским событиям. Очевидно, в течение этой пленарной недели будет выработана усредненная точка зрения в парламенте. Не консолидированная, а именно усредненная, скажем так, средневзвешенная.
Потом эта средневзвешенная точка зрения в корреляции с президентской точкой зрения выработает как бы надсредневзвешенную позицию, то есть средневзвешенную уже с президентской точкой зрения.
Именно тогда будет выработана позиция украинской власти. Эта позиция будет явно аморфной, явно противоречивой. В этой позиции будут присутствовать реверансы в сторону Европы, для того чтобы не лишиться политических преференций, политического патроната.
Эти же оценки будут включать некие намеки в сторону российской власти о том, что отношения не испорчены, есть окно возможностей для развития отношений, в основном - в сфере экономики.
В конце концов будет сформулирована позиция, а потом уже и действия, которые будут напоминать кучмовскую политику: наши парламентарии, находясь в Европе, будут говорить, что они полностью поддерживают европейскую точку зрения, а находясь на переговорах в России по этим вопросам, будут говорить: ну мы же вас если не поддержали, то по крайней мере не проклинали, как это делали Польша, Прибалтика и другие страны, поэтому мы имеем право на определенные особые экономические отношения. Вот будет такая типичная для нашей элиты половинчатая позиция: ни да, ни нет, ни резкого осуждения, ни, естественно, одобрения, заискивание на Западе и «чеширские» улыбки на Востоке. Таким образом, будет происходить примерно то, что происходит всегда.