Венесуэла оплакивает президента Уго Чавеса, скончавшегося на 59-м году жизни. Скорбят не только в Латинской Америке: например, белорусский лидер Александр Лукашенко, отодвинув в сторону Международный женский день, даже объявил в своей стране трёхдневный траур... Так что же такого сделал Чавес и чем его смерть обернётся для России?
Умел «зажечь»
Потомок коренных индейцев, Уго Рафаэль Чавес Фриас родился в бедной семье с богатым революционным прошлым. Его прадед в 1914 г. поднял антиправительственное восстание. Молодой Уго закончил военное училище, организовал революционный кружок и, дослужившись в «десантуре» до подполковника, в 1992 г. тоже устроил попытку госпереворота. Было отчего: правившие в то время в стране мироеды погрязли в коррупции, «стелились» под своих и заграничных олигархов, раздавали в чужие руки богатства родины, а народ прозябал в нищете. Но переворот провалился, а сам Уго загремел в тюрьму. «Его там даже на расстрел водили, глаза уже завязали», - разводил руками один из наших чиновников, объясняя непредсказуемость и экстравагантность поступков венесуэльского лидера, с которыми он, бывало, ломал ход российско-венесуэльских переговоров и встреч.
Военная выправка и невероятная латиноамериканская страсть помогли Чавесу после двухлетней отсидки создать партию, а в 1998 г. выиграть выборы, на которые он шёл под лозунгами социальной справедливости. Чавес мог часами «зажигать» публику на митингах, его еженедельная передача на радио «Алло, президент!» длилась иногда больше 6 часов.
Но своей страстью команданте готов был делиться не только с венесуэльцами. В своеобразный карнавал превращался и каждый его приезд в Россию: он как-то ездил по Москве на красной «Ладе Калине», по-военному салютовал мужчинам и всегда щедро раздавал дамам воздушные поцелуи. Был и такой случай: в очередной приезд в Россию в 2008 г. в оренбургском аэропорту команданте помешали эффектно попрощаться с публикой. Рядом с его президентским самолётом вдруг начали громко раскручивать винты вертолёты, которые должны были доставить специалистов президента Медведева на военные учения... Случайно или нет, но через несколько месяцев в Каракасе Чавес заставил Медведева сначала «поскучать» на палящем солнце, а потом потерпеть, пока его вертолёт заложил вираж прямо над российской делегацией.
Борец с «дьяволом»
Тем временем в 2002 г. команданте чуть не упустил власть из рук: в президентский дворец Мирафлорес в Каракасе ворвались военные мятежники свергать уже самого товарища Уго. Но большая часть армии осталась с лидером, да и на улицы высыпали сотни тысяч простых людей. Ведь Чавес не только пообещал, но и отобрал у транснациональных компаний главное богатство страны - нефтяные скважины. Впрочем, заодно под национализацию попали металлургические, цементные заводы и даже операторы сотовой связи. А ещё власти ввели фиксированные цены на 400 товаров первой необходимости и установили цену на бензин в 50 копеек на наши деньги. С бензином, правда, в нефтедобывающей Венесуэле после этого стали возникать перебои.
А ещё при Чавесе сделали бесплатными образование и здравоохранение, начали строить жильё для бедняков. Высоченные цены на нефть позволяли ему не только воплощать в жизнь свои предвыборные социальные лозунги, но и наращивать военную мощь. Под лозунгом «Родина, социализм или смерть!» страна ощерилась на супостата - США. От Дж. Буша-младшего, по мнению Чавеса, в здании ООН «пахло серой», что, впрочем, совершенно не мешало Венесуэле продавать свою нефть Вашингтону.
Не так проводили?
Режим Чавеса весь был соткан из противоречий. Посидев в родной венесуэльской тюрьме за путч, после прихода к власти команданте провозгласил курс на гуманизацию мест заключения. Но победить преступность оказалось сложнее. Законопослушным гражданам появляться на улице без оружия в стране небезопасно. Население и вооружалось в меру сил.
Притом что в стране имеются крупнейшие в мире разведанные запасы нефти, за годы правления Чавеса её добыча падала - ушли не только монополии, но и специалисты. С другой стороны, стабильно падал в стране и уровень безработицы: почти вдвое за последние 8 лет. Да, скакала инфляция - от 15 до 30% в год, но и ВВП всё-таки рос - в 2012 г. на 5,7%. В России о таких показателях сейчас могут только мечтать. Вообще, при том, что у наших стран отчасти похожая «нефтяная» судьба, Венесуэла, очевидно, справедливее распоряжалась своим богатством. Народу от сырьевого пирога доставались не только крохи, да и кто может назвать хотя бы одного местного миллиардера? Неспроста на последних выборах в октябре прошлого года Чавес получил вполне приличные для своего 14-летнего президентского стажа 54%.
Будущее страны теперь выглядит туманным. Как и будущее её отношений с Москвой. Но вот что удивило: почему та же Белоруссия на похоронах команданте была представлена президентом Лукашенко, а Россия, вложившая в Венесуэлу миллиарды, отделалась уровнем спикера Совфеда? Конечно, вместе с В. Матвиенко приехали и «профильные товарищи» - Игорь Сечин по нефти и Сергей Чемезов по оружию. Но стоит вспомнить, что дипломатическую блокаду Южной Осетии и Абхазии в 2009 г. прорвал (следом за Никарагуа) именно Чавес. И хотя бы за это тогдашний президент, а ныне премьер Дмитрий Медведев, по идее, должен быть признателен ему лично. Да и о судьбе наших нефтяных и оружейных контрактов в Венесуэле стоило бы поговорить на более высоком уровне. Причём как с наследниками покойного, так и с оппозицией. Ведь на предыдущих выборах, при живом-то Чавесе, его конкурент набрал солидные 44% голосов. А что если новое голосование 14 апреля принесёт оппозиции (способной развернуть курс в сторону США) победу? Как бы нам не пришлось вновь, как в случае с Ливией или Сирией, где режим тоже висит на волоске, сказать: плакали наши денежки...
Последний танец Фиделя. Что ждёт Кубу после смерти команданте?
Революция или капитализм? Что ждёт Кубу после смерти Фиделя Кастро
«У меня есть мышонок…». Существует ли другая половина народа?
О чём молчат поэты? Россия опасно долго стоит на распутье
Уроки хорового пения. О чём поёт и о чём плачет элита