Вместе с протестным движением в России, возникшим после думских и президентских выборов, в стране возникла новая форма журналистики: «видеонтрансляторы» или «стриммеры». В интернете их ведут как профессиональные репортеры, так и гражданские активисты. Аудиторией прямого эфира становятся десятки тысяч зрителей.
Профи и любители
Кирилл Михайлов (reggamortis1) выглядит, как типичный «неформал» и считает себя больше активистом, чем журналистом. «Онлайн — основной источник моих доходов. Если я делаю какой-то контент и люди готовы платить, то пускай. Чем это отличается от другой работы, я не представляю. Файдрайзинга не хватает на роскошную жизнь, но на гаджеты, интернет, и пиво в „Завтра“ (популярное у оппозиционеров кафе — прим. ред.) хватает». У Кирилла есть пресс-карта. Ему ее выдали в Астрахани коллеги из санкт-петербургской газеты «Мой Район» и действительна она до 31 декабря 2012 года. По образованию «Мортис» переводчик с английского, но по профессии работать не хочет. По крайней мере, пока идут протесты.
«Трансляциями я занимаюсь с апреля месяца, а в политическую активистскую деятельность вошел с декабря прошлого года. Первый полноценный опыт был в Астрахани, где голодал эсер Олег Шеин. Сначала я транслировал все в Twitter текстом и фотографиями . 13 апреля вечером перед большим митингом Ксюша Собчак, Гудков и др. вышли на набережную и стали агитировать на него прийти. Я вспомнил, что есть такой ресурс Bambooser. О нем я узнал, так как его использует телеканал «Дождь». Они делали такие трансляции из Уфы. 14 числа на митинге было две трансляции: моя и Георгия Албурова (Alburov). Албуров уехал, а я остался. Старались транслировать все, что могли. В шутку мы назвали все это «Астраханским общественным телевидением». Два человека занимались этими трансляциями я и Рома Переверзев (romanpomych) из Саратова. Потом мы поехали в Москву на «Марш Миллионов», зацепили ситуацию с вырубкой леса в Жуковском, «гуляния» 6-7-8 мая, #ОккупайАбай , на Болотной, когда ОМОН штурмовал палатки, я был. Периодически мой эфиры включали «Дождь» и «Эхо Москвы».
«Марш миллионов» 15 сентября «Мортис» «закрывал» вместе со своими знакомыми (timurkhorev tvkeep , veduyu_tv, anteuni, pink_xxs). Для сообщений они использовали хэштег #Инфа. Трансляция шла практически со всех возможных точек: левой и правой колонн на шествии, у сцены на митинге и.т.д. Кроме видео были еще и фотографии с текстом. Совместная работа ребятам, по их признанию, удалась.
Аспирант одного из столичных ВУЗов, скрывающийся под псевдонимом ВоваМосква, придерживается центристских и в некоторых вещах солидарен с националистами. В общении сдержан, настоящую фамилию он просит не называть. Для начала он уточняет, что предпочитает называть себя и других стриммеров «корреспондентами в прямом эфире с места событий».
ВоваМосква. 5 декабря я пошел на Чистых прудах, а после митинга оказался среди тех, кто двинулся на Лубянскую площадь. Сфотографировался с Навальным видел, как его задерживают. На мой взгляд, несправедливо. Потом ночью я смотрел, как блогер Тимур Какабадзе ведет трансляцию от одного из ОВД, где содержались задержанные тогда протестующие. Эфир меня просто поразил. Причем мне было это любопытно с технической точки зрения, так как я технократ. Затем понял, что и сам могу и хочу так делать. К первому большому митингу на Болотной был готов вести трансляцию. Сейчас в моей жизни ничего не поменялось. Трансляции веду, а также занялся видеоблогингом.
Следующим собеседником АиФ.ру стал Тимофей Васильев (@camerakid), экс-сотрудник Агентства гражданской журналистки «Ридус», которое на «лайвах» с Болотной, Сахарова и Триумфальной сделало себе имя. Разговор проходил в одной из московских сетевых кофеен. Тимофей был в хорошем расположении духа, несмотря на то, что буквально неделю назад покинул проект. «То, что я хотел сделать, я сделал, а теперь хочу реализовать какие-нибудь новые идеи, — сказал Тимофей — Возможно, буду консультировать по трансляторским вопросам другие СМИ, если таковые найдутся». По словам Тимофея «все это началось год назад».
В то время еще не было такого формата, особенно, «если учитывать, именно уличные трансляции, а не паркетную съемку». «Были эфирные телеканалы, которые притаскивали ПТСки и что-то там показывали, — рассказывает Тимофей — Причем это были единичные события и строго с определенных точек. А мы придумали: взять камеру и вещать прямо из самой гущи и делать это максимально долго». Поначалу даже у профессионального транслятора Тимофея были проблемы, но с ними успешно боролись, попутно находя более актуальные средства и темы.
«Самым первым нашим успехом стала трансляция с «русского марша» в Люблино, где засветился Навальный. Это был наш первый удачный выстрел. Эфир посмотрело 18000 человек (пик одновременного просмотра 2000). И мы поняли, что с этим можно работать и это стало определенной «фишкой» проекта. В 2011 году я наткнулся на сервисы для организации трансляций. Они были не развиты и использовались в основном для общения и развлечения. Первой серьезной моей трансляцией стала пиратская трансляция с репетиции парада на Красной площади. Мы с другом пробрались на крышу торговых рядов и с помощью ноутбука и веб-камеры вещали 1,5 часа. После этого я пришел к известному блогеру Илье Варламову — он запускал свой новый проект и Илья одобрил мою идею. Пошло-поехало. Волну подхватили другие СМИ, но, честно говоря, с гораздо меньшим успехом.
По словам Тимофея, замечать, что «движуха пошла» он начал после пятого декабря. «Выборы, народ вышел на улицы и мы „вышли за народом с камерами“. Показать, что происходит. Тогда нас смотрел весь мир: за 4(!) часа трансляции нас посмотрело 1,5 млн. человек. Онлайн висело до 40 тысяч человек. Садился ноутбук, садилась камера, приходилось вещать с айфона, других смартфонов. Фидбек был просто потрясающим. Нам звонили CNN, BBC... брали нашу картинку. Транслировали на своих каналах то, что происходило в России: автозаки, митинги». Затем организовался вертолет с камерой, а позже и вовсе подняли смартфон с Йотой на связке воздушных шаров. «С декабря мы заметили, что наши гайды и лекции для гражданских журналистов дали давать плоды. Появились „гражданские видео-трансляторы“, — делится Тимофей — Одним из первых были Тимур Какабадзе (kakabadze), ВоваМосква. С этого началась в России гражданская видео журналистика».
«В основном онлайн-трансляциями и гражданской журналистикой занимаются из личных убеждений. Они позволяют людям видеть наиболее объективную картину событий, чем фото и текст, телевидение, — делится своими наблюдениями за коллегами Васильев. — Трансляторы придерживаются самых разных политических взглядов и это позволяет соблюдать плюрализм мнений. Каждое более или менее крупное событие стабильно транслирует
Проект продолжал развиваться. В феврале удалось выйти на формат высокой четкости HD. Вещали и вещают из любой точки Москвы. Любопытно, но, как заметил корреспондент АиФ.ру, HD¬-трансляций до сих пор нет ни у кого другого. Даже мультимедийные рюкзаки, как у телеканала «Дождь», не дают картинку такого качества, как Тимофей и его коллеги.
Трансляторская деятельность Тимофея закончилась, но ему на смену пришел Станислав Мудрый (StMydry). Во время марша «Мудрый и компания» вещали в три камеры. «В среднем его эфир смотрели 7000 человек, но доходило на пике до 11 тысяч. «Всё было очень круто. Мы сделали всё, что хотели», — признался по окончании митинга корреспонденту АиФ.ру Станислав.
Как практически единодушно признаются «стриммеры» несмотря на то, что у многих обывателей создается впечатление, что формат онлайн- трансляций себя изжил, тренд на «живую картинку» с места событий будет расти с началом нового политического сезона. Правда, показатели будут ниже, чем прошлой зимой.