В минувшую субботу после окончания Петербургского экономического форума президент России Дмитрий Медведев дал большое интервью газете The Financial Times, в котором рассказал о своих политических амбициях и подвел первые итоги своего правления.
О выборах 2012 года
Отвечая на ставший в последнее время уже традиционным вопрос о втором президентском сроке, Медведев заявил, что выставлять свою кандидатуру одновременно с главой правительства Путиным он не собирается: «Я думаю, что это трудно себе представить по одной причине. Дело в том, что мы с Владимиром Путиным представляем одну и ту же политическую силу», - заявил он.
«В этом смысле конкуренция между нами, может пойти во вред тем задачам и тем целям, которые мы реализовывали последние годы. Поэтому это был бы не лучший сценарий для нашей страны и для конкретной ситуации», - добавил президент.
При этом он добавил, что открытая конкуренция это всегда хорошо, но выборы 2012 года совсем не тот случай, поскольку участие в выборах «заключается не в том, чтобы способствовать развитию лозунга свободной конкуренции, а в том, чтобы победить».
Вместе с тем, Медведев заявил, что считает, что любой руководитель, который занимает такую позицию, как президент, просто обязан хотеть баллотироваться. Однако одного желания, пояснил он, для выдвижения своей кандидатуры недостаточно. По его словам, принимая решение о новом сроке, президент в первую очередь должен исходить из позиции людей. «Я полагаю, что ждать осталось совсем недолго, и я надеюсь, что это будет правильное решение для Российской Федерации и для меня лично», – заявил глава РФ.
Об отношениях с Путиным
Как рассказал Медведев, каких-либо разногласий с главой правительства Путиным у него нет. «Я уже говорил на эту тему: и я, и Владимир Владимирович - мы все-таки разные люди. У нас общая образовательная школа - мы закончили юридический факультет Петербургского университета. В этом смысле у нас в целом близкое мировоззрение. Дальше у нас был разный жизненный путь. У каждого человека есть свой набор привычек, представлений. Наверное, мы в чем-то по-разному оцениваем сегодня и, допустим, методы достижения тех или иных целей, но я считаю, что это хорошо, что это преимущество. Если вообще на все вопросы смотреть одинаково, никакого движения не будет. Все-таки любое движение - это следствие разрешения тех или иных противоречий», - отметил он.
По его словам, после того, как он стал президентом, его отношения с Путиным, которого он знает с начала 1990-х, практически не изменились: «С одной стороны, наши отношения ни в чем не изменились, потому что мы действительно давным-давно друг друга знаем, и начинали мы не с отношений: кто-то подчиненный, кто-то начальник. Мы с ним начинали с абсолютно равных позиций. И он, и я работали советниками председателя Ленсовета, а тогда им был будущий мэр Петербурга Собчак. А потом я действительно работал у него в аппарате, в администрации, работал в правительстве, а сейчас Владимир Путин работает председателем правительства, которого я представил Государственной Думе. Поэтому в этом смысле ничего не изменилось», - сказал Медведев.
«Но, с другой стороны мы тоже меняемся, и не буду скрывать, но любая должность накладывает на любого человека отпечаток. Могу сказать прямо: президентская должность - должность руководителя страны - очень сильно меняет восприятие жизни, иначе невозможно было бы работать. И конечно, это тоже сказывается и на каких-то нюансах наших отношений. Это тоже нормально», - признал глава РФ.
О достижениях
Подводя итоги своего правления, президент рассказал о том, что ему удалось сделать. В первую очередь, это в условиях мирового кризиса не допустить драматического падения уровня жизни и краха финансовой системы. Кроме того, страна развивалась. «Была сформулирована программа развития страны», – заметил он. К списку своих достижений отнес президент и победу над Грузией в войне 2008 года. По его мнению, тогда стране удалось отстоять свои национальные интересы. «Я считаю, что всё-таки в этой ситуации было найдено оптимальное решение. Я им доволен», – добавил он.
К разочарованиям глава государства отнес слишком медленный темп преобразований в стране.
О политической конкуренции
В интервью Financial Times рассказал Медведев и о том, каким он видит развитие политической системы в стране. По его мнению, для повышения политической конкуренции необходимо над этим работать.
«Считаю, что повышение политической конкуренции в России уже назрело, потому что структуризация политической системы произошла, и это, я думаю, понимают все, в том числе и наша наиболее крупная партия «Единая Россия», - сказал он. - «Конечно, когда ты имеешь какие-то преимущества, от этого трудно отказываться, но политическая конкуренция необходима для развития экономики, это очевидно», - пояснил он.
Отсутствие политической конкуренции, по его словам, опасно для страны, так как при этом исчезают основы рыночной экономики, потому, что политическая конкуренция является проявлением конкуренции экономической. «Спорят экономические подходы, и эти экономические подходы генерируют своих лидеров», - добавил президент.
«Очень плохо то, что у нас нет правых в парламенте» - продолжил он. «Я хотел бы, чтобы в парламенте, в Государственной думе был представлен весь политический спектр».
По его мнению, «прекрасным руководителем» правой партии мог бы стать министр Алексей Кудрин. «И зря он отказывается. Я считаю, что это было бы для страны неплохо», – пояснил президент.
По его словам, повысить политическую конкуренцию может снижение проходного барьера на выборах. «В какой-то момент нам придётся принять другое решение и опустить эту планку, для того чтобы была лучшая политическая конкуренция и чтобы те, кто не может набрать 7%, всё-таки могли набрать, например, 5% и войти в Государственную думу или 3%. В конечном счёте, это вопрос политической целесообразности», - считает он.
О выборах губернаторов
Прокомментировал Медведев и обсуждаемую в последнее время возможность возвращения выборности губернаторов. «Я не думаю, что это вопрос сегодняшнего и завтрашнего дня, но эта тема, конечно, не закрыта», - считает глава государства. Тем не менее, по его мнению, сложившаяся система назначения глав регионов в данный момент является оптимальной. «Если бы мы уже были по уровню развития такой федерацией, как Соединённые Штаты Америки или, допустим, Федеративная Республика Германия, тогда может быть любой вариант», – считает президент.