Сегодня в столице Португалии Лиссабоне проходит официальная торжественная церемония по поводу вступления в силу Лиссабонского договора о реформе институтов власти Евросоюза, ратифицированного всеми 27 государствами Евросоюза. Эксперты ожидают, что ратификация договора сделает ЕС ещё более «монолитным», позволит решать все спорные вопросы исключительно бюрократическим способом, а также позволит государствам ЕС проводить международную политику ещё более скоординировано, а значит, эффективно. Для России это может означать усложнение переговоров (ведь теперь все страны выступают «единым фронтом»), но вместе с тем, и более надёжные гарантии достигнутых договорённостей и соглашений.
В соответствие с Лиссабонским договором вводится должность президента ЕС, избираемого на 2,5 года, с возможностью повторного переизбрания (один раз). На 30 месяцев президент становится «лицом ЕС» и представляет все страны Евросоюза на международной арене. Первым президентом ЕС стал премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей (Herman Van Rompuy), который приступит к исполнению своих обязанностей уже 1 января 2010 года. Ожидается также реформа Еврокомиссии – исполнительного органа ЕС: к 2014 году из 27 комиссаров останутся лишь 17, еврокомиссары будут избираться на срок 5 лет.
Лиссабонским договором также предусматривается ввод поста высокого представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности, который возглавит Совет по международным отношениям. Внешней политикой, по всей видимости, будет заведовать один из наиболее рьяных критиков евроинтеграции – Великобритания. Так, первым верховным представителем ЕС по вопросам внешней политики и безопасности станет подданная британской короны баронесса Кэтрин Эштон, которая сменит Хавьера Солану, «хороводившего» европейской внешней политикой на протяжении последних десяти лет. Следует отметить, что в договоре предусмотрено значительное расширение возможностей и полномочий главы общеевропейского МИД, что по идее должно способствовать усилению позиции ЕС на переговорах с такими странами как Россия, США и Китай.
По задумке авторов, Лиссабонский документ должен заменить проваленную евроконституцию, и стать инструментом ещё сильнее объединяющим полумиллиардное население ЕС. «Появление нужных институтов в период стабильности помогут нам сконцентрировать всю нашу энергию на том, что важно для наших граждан», – говорится в заявлении главы Еврокомиссии Хосе Мануэля Баррозо. Но помимо «заботы о маленьком человеке» договор предполагает пересмотр роли парламентов европейских государств, а также сокращение количества национальных вето в отношении политики, проводимой «Центром». Правда, единодушие всё же будет необходимо для принятия общих законов и решений по вопросам обороны, социальной защиты, международной политики и налогообложения.
Следует отметить, что Лиссабонский договор был принят ещё в декабре 2007 года, и сразу же подвергся нападкам критиков. Особенно рьяно «против» по разным причинам возражали Великобритания, Польша, Чехия и Ирландия. Все страны ЕС решили принять договор, протащив его через парламент, и только Ирландия летом 2008 года решила провести общенародный референдум, на котором общеевропейская конституция и была отвергнута народом. Увидев такой расклад, подписывать договор отказались и в Варшаве. Однако финансовый кризис, ударивший, в том числе и по Ирландии, заставил ирландцев пересмотреть своё отношение к документу и евроинтеграции в целом: ведь ЕС смогла оказать стране существенную финансовую помощь. После этого пришлось свои подписи под договором ставить и полякам. До последнего евроинтеграции сопротивлялся президент Чехии Вацлав Клаус, утверждавший, что принятие договора является прямой угрозой суверенитета страны. На самом деле отказ Клауса имел историческую подоплёку: дело в том, что помимо Лиссабонского договора чехам пришлось бы подписать ещё и Хартию прав и свобод, на основе которой немцы, выселенные после Второй мировой войны из Чехии, вполне могли выдвинуть против Праги громадные иски за утраченное имущество. Впрочем, чехам пошли навстречу и разрешили не подписывать Хартию, ограничившись лишь договором. После этого Вацлав Клаус сдался: Конституционный суд Чехии признал Лиссабонский договор не противоречащим Конституции в начале ноября этого года, то есть ратифицировал его. После этого и было объявлено, что документ вступит в силу 1 декабря 2009 года.