Настоящий политики должен уметь всё, и прежде всего — обаять всех и вся вне зависимости от возраста, пола, национальности и сексуальной ориентации. Но удаётся это далеко не всем, как ни старайся. Например, кто-то слишком плохо выглядит в объективе телекамеры: так Ричард Никсон проиграл президентские выборы в 1960-м из-за того, что на теледебатах смотрелся серым на сером фоне — он был одет в светлый костюм и только что перенёс тяжёлый грипп. Другого подводит возраст: Джон Маккейн, как считают некоторые политологи, упустил большую часть своего электората на выборах 2007-го из-за того, что те потянулись к более молодому и энергичному Обаме.
Но главное, пожалуй, то, что политик говорит и, конечно, КАК он это говорит на публике. Мимика, жесты, позы — всё это может как подарить политику всенародную любовь и признательность, так и развязать войну с какой-нибудь небольшой, но вспыльчивой страной. О том, кто из современных государственных мужей владеет языком невербального общения, а кто, наоборот, вечно попадает впросак, рассказал всемирно известный психолог Аллан Пиз:
— Настоящий кретин в плане языка жестов — Джордж Буш. Когда он только стал президентом США, его первой официальной поездкой была поездка в Южную Америку. Он спускается с самолёта, улыбается и показывает обеими руками «козу» (сжатый кулак с оттопыренными указательным пальцем и мизинцем. — Прим. авт.) — потому что в Северной Америке это значит «удачи». А в Бразилии, куда он прилетел, это значит «ты рогоносец, и с твоей женой спит каждый встречный». И вот бразильцы начинают свистеть — у них освистать кого-то, значит послать его куда подальше. А в США люди свистят, когда им что-то очень нравится. И вот Буш спускается по трапу, держит две «козы», бразильцы свистят, говоря ему «тебя туда же», а он, довольный, кивает головой и показывает жестом — «спасибо».
И в этом весь Буш. Когда он стал президентом, ему пришлось в срочном порядке завести загранпаспорт, потому что до этого он никогда не выезжал за пределы США. И так живут 86% американцев — никогда не путешествуют, никогда никуда не ездят. Они думают, что мир заканчивается в Техасе и что по всей планете то время дня и года, которое стоит у них на дворе. Мне вот так звонят из Америки в середине зимы в 3 часа ночи (Пиз живёт в Австралии. — Прим. авт.), а в Техасе-то лето, 12 часов дня. Вот они и спрашивают: жарко сейчас, правда? Причём это вроде как образованные, деловые люди.
— Что у Буша с языком жестов плохо — мы поняли, а как на счёт удачных примеров? Кто-то из современных политиков умеет обращаться с невербальными знаками?
— Лучше всех обращался с языком жестов Билл Клинтон. Как и большинство американских президентов, он был натаскан профессионалами, и это видно. Если говорить о политиках до него, то это Рональд Рейган — он же был профессиональным киноактёром! Джон Ф. Кеннеди был одним из лучших в этом плане, причём всё то, что я изучаю и о чём пишу сегодня, он делал уже в начале 60-х, когда этим вопросом никто не занимался. (Кстати, именно Кеннеди выиграл президентскую гонку против Никсона в 1960-м. Легенда гласит, что молодой обаятельный кандидат просто не мог оставить равнодушными американских домохозяек — а ведь именно они по большей части и смотрели те самые теледебаты, поскольку показывали их в дневное время. — Прим. авт.) Пожалуй, Владимир Путин разбирается в приёмах невербального общения, да и Дмитрий Медведев тоже. Но ни тот, ни другой этим не пользуются. На телевидении они оба предстают как достаточно жёсткие, строгие управленцы... Тони Блэр был неплох. А вообще у нас говорят, что хороший политик может послать вас ко всем чертям, но так, что вы будете с нетерпением ожидать начала путешествия.
Наша справка
Знаменитый австралийский психолог Алан Пиз, пожалуй, тем и прославился на весь мир, что одним из первых всерьёз занялся изучением языка жестов. Его книга «Язык телодвижений» издавалась и до сих пор издаётся по всему миру миллионными тиражами и уже стала классикой среди пособий по психологии. Осенью в России выйдет новый труд Пиза, написанный совместно с его супругой Барбарой, под названием «Почему мужчины хотят секса, а женщины любви».