Пятница – третий и последний день заседания «восьмёрки» - был посвящен продовольственной безопасности и проблемам Африки. Для этого в итальянскую Аквилу прилетели несколько африканских лидеров.
Утреннее заседание явно затягивалось. Этому могло быть несколько объяснений. Во-первых, в Африке много проблем. Во-вторых, за столом было достаточно много африканских президентов, которые не хотели упускать возможность с серьезным видом порассуждать о проблемах Африки в присутствии лидеров ведущих стран мира.
В итоге вместо 15 млрд долларов помощи Чёрному континенту договорились о 20 млрд. Впрочем, накануне помощник президента России Аркадий Дворкович, комментируя российское участие в этих программах, заявил, что с нашей стороны речь идёт скорее о частных инвестициях во взаимовыгодные проекты на африканском континенте.
Дмитрий Медведев, встав за пюпитр в конференц-зале, первым делом поблагодарил итальянские власти вообще и Сильвио Берлускони в частности за прекрасную организацию саммита, ещё раз выразил соболезнования семьям погибших в аквильском землетрясении людей и рассказал о темах, которые за эти три дня обсуждались на саммите.
По словам президента, главными темами экономического заседания стало возобновление роста мировой экономики.
- Доминировало мнение, что этого можно добиться совместными усилиями, путём уважения взаимных интересов. Мы подтвердили правильность решений, принятых на встречах «двадцатки» в Лондоне и Вашингтоне. Надеемся, что выполнение этих решений окажет позитивное влияние на преодоление кризиса. Все лидеры отметили позитивные моменты, но подчеркнули мысль: расслабляться ещё нельзя, не ясно, достигнут ли пик кризиса и как ситуация будет развиваться дальше.
Президент отметил, что впервые в истории «восьмёрки» прошло полноценное заседание в формате «восемь» плюс «пять», была принята совместная декларация.
- Это лучше отражает общие представления о путях выхода из кризиса.
Но, по словам президента, задачей «восьмёрки» остаётся определение среднесрочной и долгосрочной стратегии, а продвижения, как надеется Дмитрий Медведев, удастся достичь по трём направлениям. Во-первых, это укрепление рамок международного сотрудничества, в том числе, касающегося европейской безопасности. Во-вторых, это реформирование и создание, если необходимо, новых мировых финансовых институтов, а также изменение отношения к международным институтам в целом.
- Порадовало, - заметил Дмитрий Медведев, - что у всех, включая президента США, звучала мысль об укреплении центральной роли ООН. Не исключено, что организацию придётся модернизировать, но другой универсальной площадки нет.
В-третьих, это отказ от стереотипов. Перечислять стереотипы, от которых стоило бы отказаться в первую очередь, президент не стал.
Говоря об итогах дискуссии, связанной с климатом, Дмитрий Медведев, заявил, что решение развитых стран снизить выбросы парниковых газов на 80% к 2050 году, это сложная, но амбициозная задача, которая может изменить «парадигму развития человечества». При этом президент Медведев озвучил и обязательства России.
- Мы готовы снизить выбросы не менее чем на 50% по сравнению с 1990 годом (о нюансах климатических заявлений «восьмёрки» см. предыдущий материал «АиФ». - Прим. авт.).
Президент подтвердил, что Россия будет стараться к 2020 году иметь объём выбросов на 10-15% уровня 1990 года.
- Это порадовало наших коллег, потому что это сложные решения. Некоторые коллеги по «восьмёрке» такие решения ещё только формулируют. Но для нас это важно не чтобы кого-то порадовать, а чтобы модернизировать свою экономику.
По словам Дмитрий Медведева, Россия будет вносить в свой вклад и в укрепление мировой продовольственной безопасности.
- У нас почти десятая часть всей мировой пашни. Россия – один из крупнейших экспортёров зерна.
Как пояснил президент, если программа развития агропромышленного комплекса продолжит развиваться так, как это происходит сейчас, через несколько лет страна будет экспортировать до 50 млн тонн зерна в год.
- Мы готовы вносить и свой вклад в создание специальных фондов, принимать участие в подготовке кадров в области сельского хозяйства.
То есть в 20 млрд долларов финансовой поддержки беднейшим странам всё-таки будут и российские «пять копеек».
Тем временем в политическом разделе заседания «восьмёрки» обсуждалось нераспространение ядерного оружия.
- Мы говорили об исполнении решений ООН, о нарушении резолюций Совета безопасности ООН рядом государств, в частности, Корейской Народно-Демократической Республикой и Ираном. Мы исходим из того, что проблемы должны решаться политико-дипломатическим путём, исходя из принципов международного права с соблюдением международных обязательств.
Кроме того, обсуждалась борьба с терроризмом и пиратством, Ближневосточное урегулирование, ситуация в Афганистане и Пакистане и другие темы.
В ответе на первый вопрос президент рассказал, как у них складываются отношения с Бараком Обамой.
- Мне нравится общаться с Бараком. Мы ведь какое-то время занимались общими научными изысканиями. Он возглавлял редакционную коллегию юридического сборника, а я его читал в аспирантуре, изучая английский язык. Мы возвращались к тому, что обсуждали в Москве, к разговорам, которые вели за ужином в горках. Надеюсь, будут результаты…
Первые результаты – договорённости по сокращению стратегических наступательных вооружений, транзиту военных грузов в Афганистан и т.д. – были получены, как напомнил Дмитрий Медведев, уже на встрече в Москве. По словам президента, сейчас отношения развиваются намного позитивнее, чем ещё совсем недавно, когда «отношения откатились к уровню холодной войны, что не допустимо и случилось не по нашей вине».
Отвечая на вопрос о мировой экономике и зависимости от неё России, президент заметил, что сегодня всё в мире взаимосвязано.
- Но насколько взаимосвязано, я понял, когда случился кризис. Раньше это воспринималось абстрактно, а как шанадарахнуло – стало абсолютно конкретно. Если заработают решения, принятые в Вашингтоне и Лондоне, это напрямую отразится на состоянии национальных экономик, в том числе российской.
В ответе на следующий вопрос президент прокомментировал тему вступления России в ВТО. Как известно, не дождавшись давно обещанного принятия в члены Всемирной торговой организации, российские власти заявили о том, что сначала будут формировать таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией, которые пока тоже не состоят в ВТО.
- Движение по ВТО не происходило, поэтому мы поступили, как и договаривались в прошлом году с президентом Назарбаевым. Цель вступления в ВТО остаётся, для этого есть два пути: Союзом – красиво, но проблематично. Можно, согласовав позиции, вступать раздельно, что более просто и реалистично. Но при наличии согласованной позиции. Тогда можно будет пойти и на разноскоростное вступление.
То есть в ВТО Россия всё же может вступить раньше, чем Казахстан и Белоруссия.
Тем временем один из вопросов касался появления новых резервных валют.
- Тема уже стала традиционной. В Тояко (на предыдущем саммите «восьмёрки» в Японии. – Прим. авт.) я поднимал вопрос о резервных валютах. Но тогда многие считали, что проскочим. Теперь тема стала постоянной.
Президент пояснил, что разговор идёт о превращении некоторых национальных валют в новые резервные, в том числе, рубля. А также о появлении новой наднациональной валюты.
- У меня в кармане, кстати, есть одна единица, тестовый экземпляр, - несколько огорошил президент.
Дмитрий Медведев забрался в карман пиджака, из которого извлёк монетку.
- Юнити ин девёрсити (единство в разнообразии. – Прим. авт.), - прочитал президент то, что было написано на одной стороне.
- Юнайтед фьюча ворлд карренси (объединённая будущая мировая валюта. – Прим. авт.), - оповестил президент зал, перевернув монетку на другую сторону.
- Это, конечно, тестовый вариант… А сейчас это символ нашего единства. Так что вот она, международная валюта.
Корреспондент одной из японских газет попросил Дмитрия Медведева прокомментировать переговоры с премьер-министром Таро Асо. Их трудно было назвать тёплыми после недавнего закона японского парламента, которым японские депутаты решили не дожидаться окончания переговоров и переписали на себя близлежащие к ним острова Курильской гряды, находящиеся со Второй мировой войны под юрисдикцией России.
Президент, хоть и отказался раскрыть детали, но прокомментировал и переговоры с Киргизией, в рамках которых якобы Россия создаёт там новую военную базу.
- В рамках Организации договора о коллективной безопасности мы несём, по сути, ответственность друг за друга, должны помогать друг другу и должны некоторые вещи привести в более современный вид.
Кроме того, отвечая на вопрос о том, как поступит Россия, если с Бараком Обамой не удастся договориться о системе противоракетной обороны в Европе, президент заявил:
- Мы считаем, что этот фрагмент ПРО (в Польше и Чехии. – Прим. авт.) вреден. Не страхует от возможных угроз, но выглядит угрозой для Российской Федерации, так как больше контролирует пространство России, чем тех государств, о которых говорят партнёры. Мы готовы к созданию современной глобальной ПРО, готовы предоставлять для этого свои возможности. На умеренный позитивный лад меня настраивает то, что сегодня американские партнёры не продавливают эту тему, взяли паузу… Если не сможем договориться, последствия известны. Никто ничего другого пока не предложил.
Президент имел в виду размещение ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области в ответ на элементы ПРО в Чехии и Польше.
Тут президента России попросили уточнить, слышал ли он о том, что якобы из источников в польском правительстве стало известно, что решение о размещении противоракет ПРО в Польше уже отменено? И если это так, будет ли он считать это своим достижением?
- Если США откажутся от размещения ПРО в Европе, я готов записать это на чей угодно счёт, хоть на счёт президента Польши, - под смех зала ответил Дмитрий Медведев.
- Но если хотите, можете записать и на мой счёт, я тоже возражать не будут. Главное - результат.
Дмитрий Медведев решил ещё как-нибудь проиллюстрировать идею о результате и вспомнил анекдот про «шашечки», которых не было на машине такси.
- Главное ехать, а не то, что на капоте нарисовано.
Судя по ответу на другой вопрос, ближе, чем могло показаться, к результату находится решение нагорно-карабахского конфликта. Президенты России, США и Франции, будучи членами так называемой минской группы по урегулированию этого конфликта, в Аквиле приняли специальное заявление. Для очередного раунда переговоров в Москву уже в ближайшие дни должны приехать президенты Азербайджана и Армении.
- Президенты друг друга неплохо слышат, понимают, противоречий меньше, они разрешимы и это не то, что потребует десятилетий, - поделился своим мнением Дмитрий Медведев.
А вот ситуация вокруг Грузии, по его словам, - это «более сложная тема».
- К сожалению, после августа прошлого года общая обстановка на Кавказе стала сложнее. Нас не может устроить то, что Грузия рассматривает ситуацию как повод для дальнейшей милитаризации собственного режима. Приобретение новых видов вооружений не помогает сделать ситуацию более спокойной. Всякого рода учения, которые проходят в регионе, сейчас выглядят как провокация.
При этом, по словам Дмитрия Медведева, недавнее вето России на продолжение работы миссии наблюдателей ООН в Южной Осетии и Абхазии было связано со следующим:
- Южная Осетия и Абхазия не хотят, чтобы миссии назывались как раньше, до провозглашения независимости (миссии наблюдателей в Грузии. – Прим. авт.). Против самих миссий никто не возражает. Они должны быть, они полезны. Но нужно учитывать реалии, а не создавать иллюзии того, что с августа прошлого года ничего не произошло, в том числе и в названиях.
Президент был готов уже закончить пресс-конференцию, но оставался ещё один важный вопрос по поводу той самой монетки, которую двадцать минут назад он извлёк из кармана и туда же припрятал снова. Корреспонденту «АиФ» удалось получить микрофон и поинтересоваться:
- А кто выпустил-то новую валюту? И какой обменный курс?
- Вы пытаетесь мне несколько евро предложить? – с улыбкой поинтересовался в ответ глава государства. Но после этого уже нельзя было утверждать, что он не вступил на этот счёт в переговоры.
- Я не готов, - продолжил, впрочем, Дмитрий Медведев. - Я не знаю курса.
- Если бы знал, может быть, подумал бы – оставил он, тем не менее, некоторую надежду на то, что к разговору ещё можно будет когда-нибудь вернуться.
- Это был подарок руководителям делегаций, отпечатано, по-моему, в Бельгии на монетном дворе. Но меня интересует больше не где это отпечатано, а то, что это волнует уже и монетные дворы – значит, готовятся!
Хоть президент и не решился расстаться с монетой, зато дал ее сфотографировать. Итак, премьера новой мировой валюты (пока что сувенирный вариант):