Саммит БРИКС, прошедший в бразильской Форталезе, наблюдатели уже признали очень успешным для России. Страны БРИКС вполне способны создать собственные международные институты, позволяющие нивелировать влияние Соединённых Штатов Америки на их экономику, считает директор Центра политической информации Алексей Мухин.
«Безусловно, ряд экономических решений, которые уже были приняты на саммите в Форталезе, например подписание соглашения о создании Банка развития и формировании пула валютных резервов БРИКС, означают, что союз стран БРИКС намеревается создать некую альтернативу МВФ. И это то направление, в котором действительно стоит двигаться, так как в последнее время МВФ становится просто инструментом влияния в интересах США. Создание альтернативных механизмов финансирования, поддержки, стабилизации национальных экономик — насущная необходимость. Это позволяет создать более сбалансированную систему мировых финансов», — поясняет эксперт.
Никита Кричевский, экономист, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН уверен, что изначально США готовили России и странам БРИКС незавидную роль в мировой экономике.
«Все последние десятилетия мы жили в условиях однополярного мира — в политическом и экономическом смысле. В основе миропорядка лежало очень простое правило: богатые страны должны богатеть, а бедные — находиться в ситуации законсервированной бедности. Как правило, бедные страны должны заниматься добычей и экспортом природных ресурсов и сельскохозяйственной продукции, а богатые должны поставлять в эти бедные государства продукцию с высокой добавочной стоимостью. По сути, это продолжение колониальной политики средних веков, только сегодня неоколониализм проходит под ширмой развития свободной торговли. При этом МВФ и Всемирный банк как основные проводники этой экономической политики очень часто открыто ставят заградительные барьеры на пути развития, образования, производства и инфраструктур. Взамен они иногда предлагают финансовые подачки и позволяют производить какую-нибудь третьесортную продукцию, которая уже не пользуется спросом в развитых странах», — заявил эксперт, отметив, что в такой ситуации БРИКС становится идеальным способом объединить усилия и сопротивляться навязываемой Штатами политике.
Кроме того, саммит БРИКС имел и важнейшее политическое значение. Член Общественной палаты, директор фонда «Исследования проблем демократии» Максим Григорьев назвал БРИКС мощным политическим альянсом.
«То взаимопонимание, которое есть у нас с Бразилией, Индией, Китаем и ЮАР, говорит о том, что эти страны не поддерживают идею Госдепа изолировать Россию. Для них намного важнее поддержать развитие своих экономик, в том числе увеличением собственного веса на международной арене через налаживание тесных связей с Россией», — говорит Григорьев.
Эксперт напомнил, что в последнее время произошёл целый ряд событий, показывающих, что, несмотря на прессинг и санкции, Россия продолжает развивать международные связи и увеличивает своё политическое влияние.
«Я имею в виду подписание беспрецедентного контракта по поставкам газа с Китаем, наши контакты с Индией, принятие решения по возвращению нашей базы радиоэлектронного слежения на Кубе, что также является важным стратегическим решением, которое говорит о присутствии России в самых разных регионах планеты и её намерении поддержать международную безопасность», — конкретизировал эксперт.
Такого же мнения придерживается и Кричевский. «Я полагаю, что Владимир Путин в настоящий момент становится лидером наднационального объединения БРИКС. Пусть российская экономика не является самой крупной в странах БРИКС, она вторая по величине после Китая, внешнеполитический вектор России и конкретные шаги и линии поведения Владимира Путина значительно прибавили авторитета на международной арене. Более того, Россия открыто не согласилась с уготованной ей, другим странам БРИКС и лидерам развивающегося мира ролью колоний сырьевых придатков. То есть не согласилась с раскладом того самого однополярного мира, который навязывают США. Россия открыто пошла против установок развитых стран, против их "рекомендаций" и "советов"», — считает он.
При этом Кричевский допускает, что со временем к БРИКС могут присоединиться и другие страны. «Свидетельством отторжения курса развитых стран является неприятие санкций против России всеми странами БРИКС и другими развивающимися странами, которые сегодня пока не имеют отношения к БРИКС, но всё чаще смотрят в сторону новых инфраструктурных институтов, таких, как, например, Новый банк развития», — резюмировал эксперт.
Напомним, что перед началом встречи руководителей стран-участниц БРИКС в Бразилии возглавляющий российскую делегацию президент Владимир Путин дал эксклюзивное интервью ИТАР-ТАСС, в котором сформулировал ожидания нашей страны от саммита. Глава государства напомнил, что предложенный Россией формат взаимодействия между такими влиятельными государствами, какими являются члены БРИКС, оказался востребованным, и их совместная работа на деле способствует повышению предсказуемости и устойчивости международных отношений.
«Важным вопросом считаем содействие выработке правил ответственного поведения в глобальном информационном пространстве. Они должны закреплять принципы уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела государств, соблюдения прав и свобод человека, а также равные права всех стран на участие в управлении сетью Интернет. Полагаю, что общими усилиями мы добьёмся лидирующих позиций БРИКС в вопросах укрепления международной информационной безопасности», — заявил Путин, по словам которого, БРИКС также пора более активно координировать свою политику в области борьбы с терроризмом и противодействия попыткам отдельных государств навязать международному сообществу курс на смещение неугодных режимов и продвижение односторонних вариантов разрешения кризисных ситуаций.