Многотысячный митинг оппозиции в центре Сухуми завершился штурмом здания администрации президента Абхазии Александра Анкваба. Недовольные политикой власти граждане разбили окна и двери госучреждения и без всякого сопротивления взяли его под свой контроль. «Интерфакс» сообщает, что президент успел покинуть здание до того, как туда ворвались митингующие. Сообщается также, что после захвата администрации оппозиция смогла получить от президента согласие на отставку правительства, генерального прокурора и глав двух районов республики. Лидер оппозиции Рауль Хаджимба объявил, что координационный совет оппозиции берёт на себя временное управление республикой.
Секретарь Совета безопасности Абхазии Нугзар Ашуба назвал действия оппозиции попыткой государственного переворота, а спикер парламента Абхазии Валерий Бганба объявил, что 28 мая в Сухуми состоится чрезвычайная сессия парламента, на которой депутаты обсудят пути решения политического кризиса.
«Полигон» для давления на Россию
Обстановка в непризнанной республике накалялась в течение последних нескольких месяцев: оппозиция, опираясь на бизнес-элиты, заметно усилила давление на власть. Претензии выдвигаются самые разные. Это и нецелевое расходование российской помощи, и неправильная, по мнению оппозиции, экономическая политика, и неспособность президента справиться с коррупцией. Кроме того, Анкваба обвиняют в «недостаточной интеграции с Россией» и в незаконной выдаче абхазских паспортов жителям приграничных восточных районов республики.
Речь идёт в первую очередь о жителях Гальского района. «Это особый регион Абхазии, в котором проживают мингрелы, которых в некоторых средствах массовой информации ошибочно называют грузинами», — отмечает доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин. Представители оппозиции утверждают, что, выдавая паспорта мингрелам, власти не могут быть уверены в том, что те не имеют второго, грузинского паспорта. А раз так, считает оппозиция, паспортизация мингрелов связана с рисками: это может привести к укреплению грузинского влияния в Абхазии.
Гущин считает, что такая опасность действительно существует. «В условиях относительной изоляции Абхазии и обострения международной напряжённости после событий на Украине именно Гальский район может быть использован внешними силами как фактор дестабилизации, — говорит эксперт. — Его могут использовать как полигон для действий, направленных на выдавливание России из Абхазии и реинтеграцию Абхазии и Грузии». С этой точки зрения, мингрельское население представляет для западных и грузинских стратегов большой интерес, добавляет политолог.
Пророссийский переворот?
Однако, несмотря на возможный интерес внешних игроков, политический кризис в Абхазии вызван исключительно внутренними причинами, отмечает эксперт Института стран СНГ Михаил Александров. «Анкваб не оправдал надежд общества, — говорит он. — Когда Анкваб шёл на выборы в связке с Сергеем Багапшем в 2004 году, он имел репутацию непреклонного борца с коррупцией и преступностью. Но с момента его прихода к власти в стране ничего не изменилось». По словам Александрова, ситуация в Абхазии остаётся крайне неблагоприятной: процветают коррупция и преступность, высокий уровень безработицы, кроме того, есть подозрения, что значительная часть российской помощи разворовывается.
«Люди видят, что улучшений нет. Оппозиция воспользовалась такими настроениями и созвала мощный сход, — продолжает Александров. — Никакой внешнеполитической подоплёки здесь нет». Хотя оппозиция и обвиняет Анкваба в том, что он «недостаточно тесно» сотрудничает с Россией, граждане вышли на митинг не по этой причине, уверен эксперт. «В Абхазии нет единого настроя на интеграцию с Россией, — поясняет он. — Они, конечно, за дружбу, за экономическое сотрудничество, но суверенитет для них важнее». Это значит, что, даже если оппозиция сейчас придёт к власти, свою программу на интеграцию с Россией она реализовать едва ли сможет. «Пока в абхазском обществе не произойдут кардинальные сдвиги, пока они не поймут, что частью суверенитета можно пожертвовать, чтобы объединиться в какую-то форму ассоциации с Россией — один человек и даже группа людей ничего не смогут сделать», — говорит Александров.
Несмотря на пророссийские заявления лидеров оппозиции, насильственный захват ею власти в стране России невыгоден. «Любая дестабилизация в Абхазии нам невыгодна, — поясняет Александров. — Допустим, они насильственно сменят Анкваба, но ведь за ним тоже стоят серьёзные силы, они начнут борьбу против тех, кто его сместил. Это будет продолжаться бесконечно».
Эксперт уверен, что Россия будет пытаться помочь Абхазии разрешить кризис мирным путём. Абхазские СМИ сообщают, что в Сухуми уже вылетел с этой целью сотрудник администрации президента России Владислав Сурков. «Гражданское противостояние и, не дай бог ещё, гражданская война нам совершенно ни к чему, — говорит Александров. — Задача России сейчас — урегулировать ситуацию, добиться от Анкваба уступок оппозиции. Это важно, поскольку мы отвечаем за Абхазию, там стоят наши войска».