Примерное время чтения: 7 минут
41472

Акоп Назаретян: Россия хочет предохранить Украину и Европу от катастрофы

АиФ № 11. Будет ли третья оборона Севастополя? 12/03/2014 Сюжет Реакция в мире на события на Украине
Акоп Назаретян.
Акоп Назаретян. / granted / wikipedia.org

О ситуации на Украине, её значении для мировой цивилизации и сценариях будущего «АиФ» поговорил с Акопом Назаретяном, руководителем Центра мегаистории и системного прогнозирования Института востоковедения РАН, экспертом в области психологии массового поведения

Фетиш демократии

Дмитрий Писаренко, «АиФ»: Череда революций сотрясает мир с декабря 2010 г. Уже тогда эксперты говорили, что у них есть свой «кукловод». События на Украине из этого ряда?

Акоп Назаретян: Из этого. И они имеют шанс стать переломными в глобальных сценариях всего XXI века. Сейчас поясню.

Начнём с того, что после бесспорной победы Запада в холодной войне интеллектуальный уровень внешнеполитических решений, которые принимают европейские и особенно американские политики, заметно упал. Ещё в 2005 г. я писал об этом в американской печати, рассматривая события в Югославии и Ираке. И с тех пор примеры их импульсивных дейст­вий драматически множатся. В 1960-1980-е гг. Белый дом и ЦРУ проводили блестящие, далеко продуманные операции за рубежом. Пусть они поддерживали самые одиозные режимы (лишь бы те препятствовали распространению коммунизма), но их действия были нацелены на сохранение международного статус-кво. А в 1990-е началась эйфория, ощущение вседозволенности и безнаказанности. Что называется, «крыша поехала». А это крайне тревожный синдром, сопровождающийся «массовым комплексом катастрофофилии», то есть иррациональной, ничем не объяснимой жаждой «маленьких победоносных войн». 

В истории есть много примеров, когда такие психические состояния предшествовали масштабной социальной катастрофе. Я рассматриваю их в своей книге «Нелинейное будущее». Например, исследовательница Сьюзан Маттерн, специалист по истории позднего Рима, сопо­ставляет поведение американских политиков с поведением римлян в преддверии краха их империи. Параллели налицо. Только сейчас это чревато уже глобальными катаклизмами.

- Однако со своими «маленькими победоносными войнами» они уже до наших границ добрались...

- Те, кто любит искать за провокационными операциями далекоидущие планы, какую-то экономическую целесообразность и т. д., часто недооценивают роль в политике иррациональных факторов, а то и банальной человеческой глупости. Ведь американцы, стремясь расшатать ситуацию, раз за разом, извините за выражение, гадят себе в картуз. Вот я работаю в Институте востоковедения, и, поверьте, в 2011 г. каждый аспирант нашего института знал, что «революция» в Египте, свалившая неконфликтного, всем удобного президента Мубарака, приведёт к власти «братьев-мусульман». Почему этого не знали американцы, откровенно ликовавшие по поводу наступившей «демократии»? Наивно искать за этим далекоидущие интересы: они просто превратили свою форму демократии в фетиш и через него реализуют бессознательную тягу к новым и новым «победам».

Коллаж: АиФ / Андрей Дорофеев

«Мы тоже хотим!»

- Да мне кажется, им по барабану, что «братья-мусульмане» в Египте, что бандеровцы на Украине... США вообще на другом континенте находятся. Почему они «гадят себе в картуз»?

- Сейчас они ещё рулят ситуацией. Но, если начнёт раскалываться Украина, цепная реакция пойдёт и в их направлении. Начнётся бесконтрольный геополитический передел с непредсказуемыми последствиями. Та самая эйфория, «иррациональный комплекс катастрофофилии». Ведь не только Украина представляет собой «лоскутное одеяло». Сепаратистские движения тлеют в Испании, Германии, Великобритании, тех же США. И, например, баски или каталонцы в Испании скажут после Украины: «А мы чем хуже? Мы тоже хотим!» Только ни Евросоюз, ни США уже не будут управлять этим процессом.

Нынешнюю эпоху не зря называют концом географии: трагедии в одном углу планеты отзываются такими же трагедиями в отдалённых её регионах. Сегодня наивно рыть яму другому, полагая, будто сам в неё не угодишь. Эту русскую поговорку надо активно использовать, дополняя её мудростью других народов и языков. Например: «Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе».

- Кому надо использовать? Что вы имеете в виду?

- Я имею в виду российскую власть, её позицию на внешнеполитической арене. Нашу пропаганду и выстраивание национальной идеи. 

На мой взгляд, мы сейчас совершаем ошибку, противопоставляя «украинскому патриотизму» «русский патриотизм», насыщая телеэкраны персонажами националистического толка. Тем самым мы невольно играем на руку экстреми­стам майдана. Уместнее было бы перенести акцент на то, что Россия стремится предохранить Украину и Европу от катастрофических последствий. То есть действует не в национальных, а в глобальных, планетарных интересах.

ХХ век мог (даже должен был!) стать последним в истории человечества. В октябре 1962 г., во время Карибского кризиса, мир стоял на грани катастрофы. В течение 13 суток судьба цивилизации решалась бессонными усилиями нескольких десятков (от силы полутора сотен) человек, оказавшихся на самом острие событий, и им хватило ума договориться. Если бы не хватило, мы бы с вами сейчас не беседовали. Именно Советскому Союзу принадлежит решающая заслуга, что ХХ век благополучно завершился. И теперь, в XXI веке, нашей стране вновь отводится ключевая роль. Судьба цивилизации зависит от того, найдётся ли надёжный противовес импульсивной внешней политике последней сверхдер­жавы мира и её сателлитов. Как раз сейчас Россия становится этим противовесом, благодаря которому мир снова может стать многополярным. Вот почему события на Украине способны переломить мировой исторический процесс. Вот на чём надо выстраивать нашу информационную политику и национальную идею.

- А что можно противопоставить информационным кампаниям в СМИ, использующим ложь, замалчивание, подтасовки?

- На наших глазах сейчас происходит ускоренная «виртуализация» всей общественной жизни. Интернет оттеснил ТВ. Он обладает огромным потенциалом манипулирования общественным сознанием и поведением. Таким в 1960-1970-е было телевидение (люди были уверены, что видят всё «собственными глазами»), а ещё раньше - радио (некоторые историки полагают, что оно и привело Гитлера к власти). Интернет создаёт иллюзию непосредственного восприятия и контакта. Не перестаю удивляться, как легко ловятся на самые дешёвые фокусы и подделки фотошопа даже образованные люди. Во время украинских событий таких интернет-манипуляций было предостаточно. 

Нам нужна научная работа по отслеживанию и систематизации новейших трюков, по просвещению людей в области политической психологии. Нужно формировать команды интернет-спецназа, продвинутых программистов, хорошо знающих возможности новых технологий. И они должны поддерживать контакт с психологами, антропологами и страноведами.   

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (46)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах