Прошедший 9-12 ноября пленум ЦК Компартии Китая принял решение, которое вносит серьезные коррективы в демографическую политику страны.
Пленум партии разрешил иметь больше детей
Согласно постановлению пленума, отныне китайские семейные пары смогут иметь двух детей, если один из супругов является единственным ребенком у своих родителей.
Данное решение не стало неожиданностью: о том, что оно будет принято, китайские эксперты говорили еще летом.
Этот шаг стал новым этапом на пути либерализации существующих в стране законов в области демографии. Ранее жесткий принцип «одна семья — один ребенок» был отменен для семей, где оба супруга были единственными деть ми в семье.
Большинство развитых стран, в том числе Россия, от китайских проблем в области демографии далеки. Головной болью российских властей является необходимость стимулировать граждан к более активному продолжению рода, в то время как в Китае уже более полувека борются с проблемой перенаселения.
Впервые о проблемах демографии в Китае заговорили на заре существования Китайской Народной республики, в 1955 году. Уже тогда власти отметили, что быстрый рост численности населения создает трудности для развития государства.
Однако последовавшие за этим экономические кризисы несколько снизили темпы роста рождаемости, и проблема ушла на второй план.
Демография как часть Конституции
В начале 1970-х годов проблема планирования деторождения вновь стала перед Китаем в полный рост. Первоначально упор делался на разъяснительную работу, основанную на формуле «поздно, редко, мало» — поздний брак, беременности не чаще одного раза в 4 года и малое количество детей.
Тем не менее, такая политика в основном проводилась силами местных властей. Началась активная пропаганда методов контрацепции, государство финансировало аборты и операции по стерилизации.
Главной задачей, поставленной властями, было снижение темпов роста численности населения до уровня развитых стран мира.
Переломным моментом стал 1981 год, когда Всекитайское собрание народных представителей утвердило в качестве основной государственной политики принцип «одна семья — один ребенок». Справедливости ради, стоит заметить, что распространялся он только на основную китайскую народность — ханьцев, и не затрагивала национальные меньшинства. Кроме того, второго ребенка при определенных обстоятельствах могли заводить жители села, нуждающиеся в рабочих руках.
В 1982 году плановая рождаемость была внесена в Конституцию КНР, и государственная политика «одна семья — один ребенок» оформилась окончательно.
Со временем стало очевидно, что она приносит результат. Благодаря этому Китаю удалось обеспечить высокий экономический рост.
Успехи и побочные эффекты
Еще в 2005 году Государственный комитет по демографической политике и плановому деторождению Китая приводил весьма впечатляющие данные: благодаря государственной политике стране удалось сэкономить примерно 850 миллиардов долларов только на расходах на воспитание детей. При этом среднедушевой уровень ВВП на одного китайца за время проведения политики планового деторождения вырос в 7 раз.
Активными действиями государства, по данным ученых, удалось предотвратить увеличение численности населения Китая к настоящему моменту на 400 миллионов человек. Помимо того, что КНР удалось повысить уровень жизни граждан, частично удалось избежать и экологических проблем, неизбежных при подобных бурных темпах роста населения.
Однако к концу первого десятилетия XXI века стало ясно, что государственную модель в области демографии необходимо видоизменять. Наблюдается серьезный половой дисбаланс, когда мальчиков рождается больше, чем девочек. Это связано и с традиционно пренебрежительным отношением к женщине в Китае, и с тем, что мальчик рассматривается как продолжатель рода и опора в старости, и с тем, что иметь сына в китайском обществе считается более престижным, чем дочь. По оценкам международных экспертов, соотношение новорожденных девочек и мальчиков в Китае выше нормального общемирового показателя на 10 процентов.
Корректировка с прицелом на будущее
Но главная проблема — это постепенное старение населения. Уже к 2030 году пенсионеры будут составлять в Китае пятую часть населения, и эта армия превысит 250 миллионов человек. В этих условиях Китай рискует столкнуться с теми же проблемами, которые сейчас стоят перед Россией и многими странами Европы — количество работающих людей уже недостаточно, чтобы обеспечить достаточно высокий социальный уровень тем, кто вышел на пенсию.
Даже сегодня Китай начинает сталкиваться с невиданной прежде для себя проблемой дефицита рабочих рук в отдельных сферах производства. Дальше ситуация будет только обостряться.
При этом китайские социологи отмечают: в наиболее развитых и благополучных китайских городах снижение рождаемости прогрессирует, и дело тут не только в государственных ограничениях. Как и в других развитых странах, успешные люди, добившиеся высокого уровня жизни, не горят желанием понижать его, обременяя себя родительскими обязанностями.
В целом и китайские специалисты, и эксперты ООН сходятся в одном — политика плановой рождаемости помогла Китаю. Но чтобы вовремя среагировать на проблемы будущего, меры надо принимать уже сегодня.
Поэтому китайские власти, не отказываясь полностью от политики «одна семья — один ребенок», начинают постепенно ее корректировать, играя на опережение.
И пока за рубежом страшатся китайской экспансии и захвата Поднебесной обезлюдевших земель соседей, Китай предпочитает решать свои внутренние проблемы внутри себя. До сих пор получалось вполне успешно.