В некоторых республиках бывшего СССР многие богатые люди неофициально заводят себе вторых, третьих и четвёртых жён. Удивительно, но среди местных жительниц, соглашающихся на подобные браки, есть и этнические русские.
...Настасье 42 года, она с рождения живёт в таджикском городе Худжанд. «Я рано выскочила замуж, — вспоминает женщина. — Мне тогда 20 лет было, в институте училась. Ну, жили, как кошка с собакой. Он к бутылке пристрастился, денег не приносил, ребёнок родился — мне приходилось самой зарабатывать. Потом руку стал поднимать, в синяках вся ходила. Не выдержала, подала на развод, квартиру ещё делили». После серии неудачных романов Настя начала встречаться с бизнесменом Хусейном — человеком старше её на 17 лет. «Он мне понравился. Вежливый, обходительный, добрый. Когда Хусейн предложил стать второй женой по мусульманскому обряду никах, я даже не раздумывала». Настя приняла ислам (теперь её зовут Зейнаб) и считается второй супругой Хусейна. По её словам, она довольна. «Вы меня извините, но как я с мужиками намучилась! И бухает, и дома ни копейки, и драки постоянно. А тут человек обо мне заботится, машину купил, к алкоголю не притрагивается, всегда подарки. К первой жене я не ревную. Какая разница? А наши мужчины что, любовниц себе не заводят? Ещё как!» Обозреватель «АиФ» попытался выяснить главные причины, заставляющие русских женщин в Средней Азии соглашаться стать участницей таких «коллективных браков».
«Жёны ко мне не ревнуют»
Сразу скажу — пообщаться согласились немногие, да и то на условиях полной анонимности. «Я боюсь признаться, откровенно сказать даже своим родителям — да, я вторая жена, — объясняет 39-летняя Людмила из узбекской столицы Ташкент. — У меня дочь в Москве в институте учится и о моём новом браке ничего не знает». Она откровенно смеётся: «Я для нынешнего супруга третья жена, но он для меня тоже третий муж... у меня за спиной два развода». История Людмилы не слишком отличается от Анастасии. Всё то же самое — мужья били её, жили за её счёт, после развода отец ребёнка не платил на дочку алименты. «Мне плевать, стыдно это или нет, — говорит Людмила. — Я устала чисто по-человечески, понимаете? Да, я приняла мусульманство, но формально, для обряда никах с муллой — я не хожу в мечеть, не молюсь. Зато мне не приходится думать, у кого перехватить двадцать долларов до получки, и не рассчитывать, чтобы еды хватило до конца месяца. Всё взял на себя муж. Я даже не знаю, сколько должна за ЖКХ — всё платит он. Честно? Я его не люблю. Но я испытываю к нему уважение. Впервые в моей жизни появился настоящий мужик, решающий любые мои проблемы. Он заплатил за меня кредиты, дарит подарки. Первая-вторая жёны ко мне не придираются, у меня с ними добрые отношения. Рассказала только лучшей подруге. Та испереживалась — как ты можешь, что с твоим мужем спят другие женщины? А у самой муж гуляет, и у него другая семья в Самарканде. Лучше честно, так наверняка всё знаешь, и никаких тебе сюрпризов».
«Эти дела» не главное
Обе женщины заверяют, что подобный брак — якобы что им нужно. «Я перестала психовать, где взять денег до получки, — радуется Анастасия. — Что касается постели — мой предыдущий муж по части любви был вообще никакой, а Хусейн заботится, чтобы мне было хорошо». Впрочем, Анастасия честно признаётся: «эти дела» для неё сейчас не главное. «Я хочу материальную стабильность, нормальное поведение, чтобы муж не пил и не гулял. Я полностью осознаю — на самом деле, я как наложница в гареме. Тем людям, кто охает и причитает „как же ты дошла до жизни такой!“, я советую для начала выйти замуж за человека, который бьёт тебя и без конца бухает. Я отдаю себе отчёт, что пошла за Хусейна на „контрасте“: как ни сравнивай, он лучше моего бывшего мужа. Но будем откровенны, мне за сорок — и женихи ко мне в дверь гурьбой не ломились. Да, я хорошо выгляжу, слежу за собой. Однако, мой шанс выйти замуж — если только за вдовца, да ещё и небогатого: в Таджикистане нет такого безумного количества разводов, как в других странах бывшего СССР. Некоторые подруги осуждают меня за мой выбор, но чем их жизнь лучше моей? Кто-то в разводе, тянет детей без мужика, работая на трёх работах. Кто-то замужем за человеком, изменяющим направо и налево, но они предпочитают закрывать на такое глаза. Я не ищу себе оправдания, поверьте. И всё же, я достаточно трезво смотрю на жизнь. Либо в гареме, либо сиди без копейки и забудь о мужчинах».
«Родишь сына — дам 2 квартиры»
32-летняя Мария из Ферганы — самая молодая из тех русских женщин в Средней Азии, которые согласились пообщаться со мной. У неё за плечами тоже неудачный брак: вышла замуж в 25 лет, родила дочь, в 27 уже развелась. Бывший муж уехал строить новый бизнес в Россию (собирался открывать сеть кафе фастфуда) и перестал переводить деньги на ребёнка — по словам Марии, она уже больше трёх лет ничего об экс-супруге не слышала. Недавно по мусульманскому обряду никах Мария стала второй женой ферганского торговца мебелью. Как и в двух предыдущих случаях, её муж старше. На сколько — она не говорит, но сразу раздражается: «Какое это имеет значение? Мой первый супруг тоже мне в отцы годился, но развелись же. Не от возраста всё зависит, а от человека, от его настроения и твоих чувств к нему». Мария не скрывает, что первая жена её избранника отнеслась к ней негативно. «Но Исламбек её уговорил. У них две дочери, ему хочется сына, наследника — а первая супруга уже при всём желании не сможет родить. Мне он сказал, что, когда будет сын, я получу в подарок две квартиры, а при рождении дочери — одну квартиру». Я задаю вопрос — а что случится, если Мария не сможет родить ребёнка? Она реагирует нервно. «Какая разница? Вам, другим? Это уже моё дело, моя жизнь. Исламбек закрыл все мои кредиты, я была должна 10 тысяч долларов, думала, дом продавать придётся, в однушку ютиться съезжать. Вы попробуйте одной в небольшом городе выжить с ребёнком: работы никакой, и все в Россию за копейки пахать уезжают!» Далее она разговаривать отказывается. «Вы меня всё равно не поймёте, так или иначе».
...У всех женщин, пожалуй, одна и та же история: неудачное замужество, материальные проблемы, одиночество, откровенное предательство со стороны мужчин. Мне тут трудно сделать вывод, но возможно, именно это толкнуло их на положение второй жены и брак «по исламу». Нашёлся человек с хорошим заработком, нежадный, готовый заботиться — и они охотно согласились на такое супружество. Я и не собирался их осуждать, и в мыслях не было: видно, что эти девушки уже привыкли к порицанию подруг, родственников и знакомых — «как же ты могла?» Скорее становится грустно по другому поводу: едва перешагнув за сорок, а то и за тридцать лет, эти женщины столь одиноки, что готовы на любые условия. Лишь бы не было материальных проблем и имелась в жизни какая-то стабильность. Печально, потому что упомянутые в статье девушки заслуживают лучшего. Но в том-то и дело, что лучшего они в своей жизни пока ещё не видели.
Худжанд (Таджикистан) — Ташкент (Узбекистан)