По Украине летит новая весть: ей опять делают подарок и передают американские истребители F-16 Fighting Falcon (дословно «боевой сокол» — прим. aif.ru). Об этом сообщил лично нелегетимный лидер киевского режима Владимир Зеленский во время общения с прессой.
На просьбы счастливой журналистки сказать, сколько самолетов получит Украина, не менее довольный Зеленский ответил: «Сколько — не скажу. Россияне врут, что сбили F-16. F-16 накануне никто не сбил, зато сколько-то самолетов прилетело на Украину».
А европейские поставки все тянутся
Счастье на лице просроченного лидера киевского режима, вероятно, связано с поставками тех самолетов, которые все еще должны передать ему страны Европы. Еще в августе прошлого года говорилось, что Киев должен получить 79 истребителей F-16, вот только они все еще так и не переданы в полном объеме. Причем часть бортов, те, что обещала Бельгия, долетят до Украины в лучшем случае к концу 2025 года. Однако более вероятным сроком называется 2026 год.
Как отметил в беседе с aif.ru военный аналитик, полковник в отставке Виктор Литовкин, в мире есть довольно много F-16, и новая партия может быть передана любой страной. Например, теми же Нидерландами или Данией.
При этом эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин в разговоре с aif.ru сообщил, что с поставками F-16 есть одна большая проблема.
«Что касается F-16, то это довольно непростая схема поставок. При том она очень растянута по срокам. Вот, допустим, с Францией была договоренность о передачи шести „Миражей“, эти „Миражи“ поступают не партией, а на протяженном отрезке времени. То же самое с F-16. Есть желание Европы помогать, но когда дело доходит до поставок, то это выглядит совсем небыстро» — уточняет Кошкин.
По его словам, сроки поставки новой партии, о которой говорит Зеленский, могут быть весьма «прозрачными».
«Сначала пообещают, а потом окажется, что самолеты будут не готовы. Сроки начнут сдвигаться. Причем переносы дня передачи длятся довольно давно. Нельзя сказать, что европейские поставщики обязательные, чрезвычайно торопятся и соблюдают сроки поставок. Причем это касается не только истребителей, а вообще всех видов вооружения», — объясняет Кошкин.
Украина все еще не решила главную проблему с F-16
При этом оба эксперта сходятся в одном — Киев все еще не решил главную проблему, которая ограничивает поставки F-16. А именно отсутствие созданной для них аэродромной инфраструктуры.
«Вы же понимаете, что это номинальная передача Украине. На Украине нет аэродромов, которые могут обслуживать F-16. Главное иметь не истребитель, а „заводик“ на аэродроме, который будет обслуживать самолет перед полетом и по возвращении. А сотрудники и инженерно-технический персонал будет знать английский военно-технический язык. Таких на Украине практически нет», — уточняет Литовкин.
По его словам, именно в этом кроется первопричина того, что Украинские F-16 сидят на авиабазах Польши и Румынии.
С ним солидарен и Кошкин. «F-16 — надежная платформа, но дорогостоящая и капризная, требующая соответствующего обслуживания и аэродромных специалистов, которые могли бы это делать. И, самое главное, F-16 нужны приспособленные для них взлетно-посадочные полосы. Так что много вопросов, много проблем. И будет неправильным сказать, что если партия зайдет, то сразу вступит в бой», — рассуждает эксперт.
Не изменят баланс сил
Но главное, по словам Литовкина, то, что сколько бы Украина ни получила F-16, это не изменит баланс сил в небе.
«Вчера мы сбили F-16 над Сумами. F-16 достаточно старый самолет. Он не способен бороться с нашими Су-30, Су-35, не способен уйти от наших систем ПВО начиная от “Панциря” и заканчивая С-300, “Бук-М3”, “Тор-М2” и так далее», — заявил Литовкин.
При этом он отметил, что Зеленский может хвастаться чем угодно. Но в реальности его армию ничего уже не усилит.
Это доказывают и факты, потому что первый F-16 накануне был сбит российской системой ПВО. При этом, по сообщениям в Telegram-каналах, подсветка цели велась с борта нашего истребителя.