...23-летняя Наргиза из Ферганы рассорилась с родителями. Она работает в Москве официанткой четыре года. Когда спустя долгое время девушка приехала навестить отца и мать, у тех случился шок. «Ну, я, конечно, понимаю — у нас так не принято, узбекам важно чужое мнение, „что соседи скажут“ — рассказывает Наргиза. — Но я же не стала ходить по городу в мини-юбке, в топе с голым животом. Оделась нормально — джинсы, кофточка. Правда, без хиджаба (платок верующих мусульманок — прим. авт.). Мама сразу в слёзы — что ты себе позволяешь? Что люди подумают, ты по бульвару простоволосая шляешься? Ещё в купальнике наружу выйди! А когда мама заметила мою татуировку на спине, она просто оцепенела. Говорит — отцу не скажу, он хоть и мужчина, но зарыдает. Как ты дошла до этого кошмара? Только проститутки вообще наколки делают!» Наргизе пришлось уйти из дома и поселиться в гостинице. «Я теперь даже в семье чужая, — плачет девушка. — Обидно, ведь я просто хочу жить, как мне нравится. Но, нет, мама и отец уверены — следует выйти замуж, родить кучу детей, и это главная карьера для женщины». Обозреватель aif.ru узнал — тысячи девушек в Средней Азии, вернувшихся после заработков из России, ждут скандалы в их семьях из-за «неприемлемого стиля жизни».
— Должна сразу указать — в большинстве своём, такие сложности касаются маленьких городков или вообще кишлаков с традиционным укладом, — замечает юрист Гузаль Рахимова. — Думаю, вы в Ташкенте сами видели — у нас девушки современные, ходят по улицам с распущенными волосами, в лёгких платьях, вида стройных ног никто не пугается. Женщинами, одетыми по-европейски, столичных жителей не удивишь — при всей популярности ислама Узбекистан — светское государство. Однако в глубинке свои нравы, и люди там зависимы от постороннего мнения. Для них чрезмерно европеизированная дочь является скорее позором, чем достижением. Мне рассказывали историю, как девушка из Намангана уехала в Петербург на заработки — семья была бедной, и её отпустили, каждая копейка на счету. Там же работали два её брата, обещали держать под надзором. Но братья вскоре перебрались в Сибирь, где платили больше. Она выучилась на дизайнера игр, стала хорошо зарабатывать, сняла квартиру в центре, появился бойфренд. Узнав об этом событии, её отец слёг с нервным срывом, а мать приехала в Петербург девушку забрать. Её поразило, что та гуляет «раздетая» — в коротком платье с голыми плечами. Девушка отказалась уезжать, и мать прокляла её. По мнению мамы, своим «развратным поведением» дочь принесла в семью горе.
«Даже при Советском Союзе узбекская глубинка придерживалась весьма строгих правил, — считает преподаватель Ширин Хайдарова. — Схожая проблема существовала уже тогда — дочь уехала учиться в Москву, вернулась оттуда вся такая современная, скромно не одевается, музыку ужасную слушает, вино пьёт. Сейчас реакция родных ещё хуже. В регионах, где на семейных торжествах мужчины сидят в одной комнате, а женщины в другой, девочкам уже с детства объясняют, что их главная цель в жизни — служить своему мужу. Поэтому, „московское“ поведение вызывает возмущение. Где семья побогаче — девушку просто не отпускают работать в Россию, где победнее — тут, как у вас говорят, „не до жиру“, деньги нужны. Но чаще всего, в России девушка находится под надзором братьев либо другой родни мужского пола, что контролирует каждый её шаг. Раньше в СССР опасались „тлетворного влияния Запада“, а теперь в наших кишлаках боятся „тлетворного русского влияния“. Мол, Москва или Петербург девочку разложат, развратят, научат плохому. Это вовсе не редкость, что приезжают узбекские родственники и насильно забирают дочь из России домой — ибо прошли слухи, что она ведёт себя „не так“. Даже если всё в порядке, доказать обратное очень трудно — слухи в Узбекистане равносильны правде. Татуировки, „московский“ стиль одежды, или, не дай Аллах, свидания девушки, уехавшей в Россию, вызывают оторопь, ругань и разборки».
25-летняя Айгуль Батырова (имя изменено — прим. авт.) родилась в городе Ош в южной Киргизии. В Петербург она уехала в 18 лет — начала с мытья посуды, теперь владеет собственным кафе. «Моим родителям постоянно жалуются их знакомые, — признаётся Айгуль. — Типа зашли в кафе вашей дочери, видели её в мини-юбке, чуть ли не голая по залу ходит. Нос проколола, кольцо засунула, чистый шайтан! Скажу честно, я с отцом и матерью сначала год не разговаривала, потом мы помирились. На юге модно соблюдать исламские традиции, носить мусульманскую одежду, женщины с закрытым лицом в Оше стали нормой. А Россия — другая планета. Ты внезапно понимаешь — за тобой нет родительского глаза, ты можешь одеваться, как хочешь, слушать популярный музон, пойти в ночной клуб, выпить текилы и целоваться с парнем. Для нашего патриархального уклада все эти действия чудовищны. Я лично знаю девушек, которых родственники избивали, силой возвращали обратно и выдавали замуж за незнакомого человека. Типа родители договорились, а ты „перебесилась“ — и хватит. В большей степени, в провинциальных семьях опасаются утраты дочерью девственности — это такой позор, что попросту чудовищно. В остальных случаях, если она приедет из России, одетая „как падшая женщина“, с татуировками или пирсингом — кольцом в губе и носу, её назовут „проституткой“. Поэтому подавляющее большинство наших девушек посещают родню, одетые как „добрые мусульманки“: скрывают татуировки и утверждают, что никогда не пили алкоголь. Желающих жёстко отстаивать свои права и идти на скандал негусто».
Да чего уж там — даже говорить на эту тему (хотя я предложил общение без записи, анонимно) согласились лишь двое девушек. Остальные категорически отказались. «Сейчас всё больше семей из узбекской глубинки стараются не отпускать дочерей работать в Россию, — считает Ширин Хайдарова. — Для замужних ситуация полегче, но и тут есть опасения — в последнее время узбечки, устроившиеся в РФ, стали часто подавать на развод. По сравнению с нами, в российских городах для женщин много свободы. Конечно, каким-то девушкам, увидевшим Россию, хочется жить по-своему, а не униженно обслуживать мужа и свекровь. Я читала, что в Германии, случается, гастарбайтеры из Турции и арабских стран убивают дочерей, „опозоривших“ семью своим поведением: из числа тех, что завели бойфренда-европейца, стали пить спиртное и носить „проститутскую одежду“. К счастью, у нас такого пока нет, и я надеюсь, не будет. Однако, нынешняя тенденция глубинки запрещать молодым девушкам самим выбирать, как построить свою жизнь, мне совсем не нравится».
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.