Гражданка Украины Елена Зеленская, сопровождающая мужа в поездке по США, так же, как и он, любит делать громкие заявления. Как правило, они касаются культурной сферы.
«Именно как украинских, а не российских или советских, как их годами позиционировала империя»
После посещения в Нью-Йорке выставки, которую проводит так называемый «Украинский музей», Зеленская написала в своем Telegram-канале: «Сегодня продолжаем деколонизацию украинского искусства в Нью-Йорке. Украинский музей представляет США и посетителям со всего мира наших художников эпохи модернизма и авангарда именно как украинских, а не российских или советских, как их годами позиционировала империя».
В украинцы госпожа Зеленская в очередной раз записала Архипа Куинджи, Ивана Айвазовского, Казимира Малевича.
В 150-й раз повторять, что никто из вышеперечисленных творцов не был замечен в «украинстве» и никогда себя так не позиционировал, как-то уже даже неудобно. Это многократно разбиралось с фактами в руках.
Толстой с Пушкиным — украинские хлопцы?
Однако госпожа Зеленская продолжает продвигать концепцию, озвученную экс-президентом Украины Виктором Ющенко еще в 2016 году: «Важно иметь свой национальный Лувр и сказать, что Репин — „Репа“ — это украинский художник, а Чайковский — „Чайка“ — это украинский композитор. Достоевский — это украинский писатель. И в этот ряд можно включить еще тысячи имен».
После начала СВО в западных музеях занялись тем, что стали записывать в украинцы всех художников, которые хотя бы проездом находились на территории современной Незалежной в годы Российской империи и СССР.
Вообще, это очень перспективная задумка. Вот, например, Лев Толстой был участником обороны Севастополя. С учетом украинских притязаний на Крым, можно заявить, что Лев Николаевич — украинец. Или посетил Пушкин дворец в Бахчисарае, написал «Бахчисарайский фонтан» — пиши его украинцем, заодно избавившись от необходимости сносить ему памятники.
Понятно, что все происходящее больше напоминает галлюцинации наркозависимых, что весьма актуально для четы Зеленских. Но дело в том, что страны, финансирующие киевский режим, уж слишком серьезно стали играть в эту странную забаву.
«Ничего у тебя нет! Ты голодранец!»
Причина лежит на поверхности. Попытка представить Украину как некое явление, столетиями существовавшее независимо от России, не выдерживает никакой критики. «Украинство» дало миру теракты, резню на национальной почве, Петлюру и Бандеру. В результате за всю украинскую культуру вынужден отвечать один-единственный Тарас Шевченко, который, во-первых, писал прозу на русском, а во-вторых, до статуса великой фигуры был поднят все теми же «имперцами».
В итоге остается только «деколонизация», которая на практике является чистым мошенничеством, подобным переоформлению чужого имущества на себя на основе подложных документов.
Наверное, для страны, которая сделала телефонное мошенничество отдельной индустрией, в таком подходе ничего удивительного нет.
Но здесь как раз самое время вспомнить цитату Анатолия Папанова из фильма «Берегись автомобиля»: «Ты вообще живешь на свете по доверенности! Машина на имя жены, дача — на мое имя, ничего у тебя нет! Ты голодранец!»
Чета Зеленских на пути к своему нынешнему статусу не вылезала из русскоязычного культурного пространства, как и большинство творческой элиты Незалежной.
Бродский предсказывает судьбу
Собственно, и сейчас украинские творцы, вместо того, чтобы «спивать гарным хлопцам да дивчинам», всеми правдами и неправдами норовят пробраться назад в сытные края «колонизаторов».
Творить «чисто украинские шедевры» банально некому, да и незачем — тем, кто устроил «бойню до последнего украинца», это не приносит дохода, а тем, кого гонят на смерть, уже не до культуры.
Что же до Зеленской, то в 46 лет ей, наверное, не думается о своем неизбежном исходе, однако и эту даму не избежит пророчество Иосифа Бродского:
«Будете вы хрипеть, царапая край матраса,
строчки из Александра, а не брехню Тараса».