Примерное время чтения: 15 минут
2994

Слезы детей. Участники первой эвакуации из Мариуполя рассказали о том ужасе

Сюжет Спецоперация РФ в Донбассе и на Украине
Мариуполь, апрель 2022 г.
Мариуполь, апрель 2022 г. / ALEXANDER ERMOCHENKO / Reuters

Участники первой эвакуации беженцев из Мариуполя в годовщину освобождения города рассказали aif.ru, как на свой страх и риск отправились в зону боевых действий на автобусах, едва не погибли под «Азовсталью», про девочку, которая провела пять дней под завалами, а также о зверствах боевиков против мирных жителей.

Соседние регионы активно включились в ситуацию в Донецкой Народной Республике (ДНР) уже в середине февраля, когда поток беженцев стал резко расти. Из Мариуполя жители шли до границы с Россией даже пешком 68 километров. Многие не доходили, погибали под украинскими обстрелами. Их круглосуточно забирали от КПП на границе и везли в пункты временного размещения, которые очень быстро заполнились. Подключилась РЖД. Ростовский губернатор Василий Голубев с коллегами распределяли беженцев по регионам.

Но огромное количество людей не имело возможности добраться до КПП. «Минобороны 13 марта обратилось в правительство Ростовской области с запросом на вывоз людей из ДНР. Причем, это был не приказ — можно было отказаться или действовать на свой страх и риск», — рассказывает бывший сотрудник правительства области, который занимался организацией эвакуации, попросивший не называть его данные.

По его словам, власти сутки обсуждали обеспечение безопасности. Президент Ассоциации перевозчиков области Магомед Дарсигов организовал автобусы. Но они оснащены системами спутниковой навигации ГЛОНАСС, было небезопасно на них двигаться колоннами.

Решили отключить навигацию. Отобрали первую партию наиболее крепких водителей на пяти больших автобусах. Водители взяли с собой тормозки, продукты.

Мариуполь, 2022 г.
Мариуполь, 2022 г. Фото: Следственный комитет России

Первый страх

«Нас встретил на пункте пропуска Весело-Вознесенка спецназ Южного военного округа, отряд ополчения и сотрудник Минобороны. Нас заверили, что вся операция займет не больше четырех часов. Но, самое главное, сказали, что люди стоят на улице, мерзнут, нужно срочно забирать. Мой водитель раньше служил в армии в войсках ФСО. Он меня одного не отпустил, поехал тоже. Близким позвонили, сказали, что поедем, без деталей, будем без телефонов, ближе к полуночи выйдем на связь», — продолжает участник тех событий.

Отключили телефоны. Военный на карте пальцем нарисовал маршрут, зафиксировали и вышли «за ленточку». «Первые ощущения легкого страха начали возникать, когда мы сели в микроавтобус. Потому что спецназовцы — люди неразговорчивые, в камуфляже, с оружием. И при нас еще ставили задачи, кто где должен сидеть, кто прикрывать какую сторону, кто отруливает, кто отстреливает — озвучили несколько возможных сценариев», — делится собеседник.

Первым поехал военный «Урал» с 25 ополченцами. Затем микроавтобус, автобусы следом. На тот момент дорога была разбитой, где-то стояли сгоревшие машины. Приходилось объезжать по полям. Настала ночь. «И тут откуда-то слева ярко влетают две ракеты. А куда летят, мы не наем. То ли это наши, то ли по нам. Немая сцена… Остановились ненадолго. Видимо, оценили ситуацию и поехали дальше», — рассказывает собеседник.

Сгоревший танк

Как оказалось, спецназовцы вернулись из Сирии. Это была их первая командировка в зону боевых действий в Донбассе. Они почти всю дорогу молчали. «Я был в рабочей куртке, замерз, потому что окна были все время открытыми. Спецназовцам было жарко, плюс нужно было держать оружие наготове», — объяснил наш собеседник.

Второй раз гражданским стало не по себе, когда увидели сгоревший перевернутый танк. Чуть позже вдруг резко остановились. Военный сказал выключить фары и соблюдать тишину. Было подозрение на засаду. Он ушел с разведкой вперед. Затем вернулся, и поехали дальше.

«Выехали с грунтовки на асфальтовую дорогу, заехали на мост и увидели ужас. Там было видно Мариуполь с северо-запада, потому что мы объезжали город. Он весь горит, и бесконечные прилеты, грохот», — обрисовал картину собеседник.

Мариуполь, 2022 г.
Мариуполь, 2022 г. Фото: Reuters/ ALEXANDER ERMOCHENKO

День рождения

Колонна заехала на окраину поселка Володарского в 20 километрах от Мариуполя. Как выяснилось, это было где-то в семи километрах от линии боевого соприкосновения. Остановились на какой-то асфальтированной площадке, а там никого нет. Командир военных поехал к генералу на передовую, остальным велел ждать. Уже была полночь, продолжался грохот.

«Я пошел к водителям автобусов. Они спокойно нарезали сало. У меня был день рождения, и они в автобусе меня поздравили», — улыбается собеседник.

Под обстрелом

С половины третьего начали подъезжать машины, светить фарами, разворачиваться и уезжать. И так три раза. Спецназовцы напряглись. Один сказал, что нужно идти на оценку ситуации. Вернулись, все в порядке. Вероятно, это были мародеры. Ополченцы стояли по периметру и по очереди заходили погреться в автобусы. Рассказывали, что с 2014 года защищают Донбасс.

Когда начало светать, начались прилеты уже рядом с автобусами. Видимо, местная украинская разведка сработала, что появились какие-то автобусы. Сначала были пристрелочные удары. А когда уже от взрывной волны начали качаться автобусы, всем велели спускаться в подвал полуразрушенного автомагазина. Там в комнате были матрасы, пятна крови, детские игрушки, кружки с чаем — то есть еще недавно там были люди.

Мариуполь, 2022 г.
Мариуполь, 2022 г. Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Мужские слезы

Спустя некоторое время все затихло. Примерно в полшестого утра приехали военные на «Тиграх», проговорили ход дальнейших действий, по итогу автобусы поехали внутрь села за людьми. «Заехали в школу, сказали людям, что едем на Ростов. Некоторые с недоверием отнеслись, потому что их никто не предупреждал. Другие с радостью сразу согласились. Единственное, попросили полтора часа, чтобы приготовить еду на кострах, накормить детей», — отмечает собеседник.

Пока беженцы готовились к эвакуации, еще один автобус поехал в райбольницу. Там другой группе сказали, что готовы вывезти их в Ростов. «Одна беременная женщина со слезами бросилась на шею моему товарищу, стала просить отвезти ее в Мариуполь, у нее там остались муж и сын. Они на нашей стороне. Водитель, при всей его выдержке, был просто растерян. Возможно, слезу смахнул. Было очень тяжело. Но были и другие. Одна женщина крыла нас матом и требовала отвезти ее в Запорожье», — продолжает собеседник.

Только не в Запорожье

В итоге собрали людей на автобус. «Я помню маленькую 4-летнюю девочку. Она грязненькая, ручонки замазанные. Шла с мамой и дедушкой. Взял ее за руку и повел к автобусу. Она сказала: «Я хочу кушать». Мама что-то достала, что-то ей дала. Видно, что все в шоковом состоянии. Загрузили деда на инвалидной коляске. И много вещей», — вспоминает собеседник.

Второй автобус загрузил людей со школы. Один дед не хотел уезжать, говорил, что это его родина, он тут родился, и тут умрет. Просил увезти дочь, женщину в ярко-красном платье. Единственное, сильно переживал за нее, говорил россиянам несколько раз: «Вы точно не повезете в Запорожье? Точно в Ростов? Не подведите».

«Некоторые старики отказывались уезжать и из Мариуполя», — подхватил разговор координатор водителей от Магомеда Дарсигова, ростовский предприниматель Шахин Амирасланов, который через сутки со второй колонной затем заезжал уже на первые освобожденные улицы Мариуполя. «При этом жили в подвалах. Выходили на 10-15 минут погреть еду на костре. Воду брали, где могли. Даже из батарей отопления. Говорили, что их свои же [украинцы] отстреливали», — добавил он.

Пик напряжения

А на тот момент в поселке Володарского была пиковая напряженная ситуация — три автобуса загружены, два надо было оставить вместе с водителями на очередную партию поступающих в село беженцев. «Водители показали себя крепкими мужиками, хотя рассчитывали, что приедут-уедут, и все займет четыре часа», — говорит собеседник.

«Я когда со второй ходкой приехал на следующий день, они на меня как набросились обниматься», — смеется Шахин.

Под защитой «Тигров»

Тем временем первой группе эвакуации дали в сопровождении два «Тигра», все тот же микроавтобус со спецназовцами. Командир остался. Часть пути двигались по снимкам карты на смартфоне. «И тут мы видим, что ту дорогу, по которой мы ехали, уже разбомбили. И наши гаубицы справа стоят, работают по «Азовстали» [где укрылись боевики нацбата «Азов»*]. Мы понимали, что эти два «Тигра» и спецназовцы — сработают против группы пехотинцев, а перед артиллерией или ракетами мы просто бессильны, поэтому двигались максимально быстро», — делится собеседник.

Все заминировано

Начало светать, «Тигры» оставили колонну, и она заехала в первое попавшееся село. «Решили ноги размять. И тут слышу сзади истошный крик: «Срочно в автобусы, люди, вы что творите!» Мы испугались, спецназовцы тут же распределились, автоматы на изготовку. К нам подходит женщина и мужчина на инвалидной коляске. Говорят, ни в коем случае не выходить, утром два мужика, которые ремонтировали сети, подорвались. Когда нацисты уходили, они обрывали электропровода и минировали опоры. Свет надо восстанавливать. Походили ремонтники и взрывались. А я стоял рядом с одной из опор. Причем нацистам без разницы, кто взорвется — военные или мирные жители», — пересказывает он разговор.

Затем подошли еще несколько жителей, спросили, кто и куда едет. Попросили подождать. И через некоторое время вышли с яйцами, хлебом, творогом — вынесли, у кого что было. Покормили людей в автобусе. И посоветовали не ехать тем же маршрутом, потому что мост уже взорван, а если длинные автобусы будут разворачиваться, зацепят обочину и подорвутся на мине.

«Я попросил у местного жителя телефон позвонить, набрал руководство региона, сказал не отправлять новые автобусы, пока мы не вернемся. Нужно было доложить, как ехать, брать более скоростные на пересеченной местности автобусы — короткие и высокие. Потому что медленные длинные автобусы — это же цель. Парню дал деньги за звонок, он отказывался», — рассказывает собеседник.

Местные жители рассказали, как зверствовали нацисты, когда уходили. Одного дедушку просто так расстреляли, из развлечения.

Хохот спецназа

Жители сказали, что покажут другую дорогу, из-за чего военные напрягись — изначально планировался другой маршрут, мало ли что могло произойти. Но в итоге поехали за местной «Нивой» и вскоре увидели село с перевернутым сгоревшим танком. Всем сразу полегчало. Было уже около 17 часов.

«Когда вышел из автобуса на КПП, первое, что увидел — машину жены. Ну, думаю, конец мне. Открываются две двери, вышли моя жена и водителя. Ну, и там, как в 1945 году, наверное, было. Спецназ просто катался от хохота», — смеется собеседник.

Открытый коридор

После доклада своему руководству, участники первой поездки разъехались по домам. Собеседник говорит, что выпил с женой по рюмке и рухнул спать. «Главное, мы добились доверия беженцев и открыли коридор эвакуации», — объясняет он важность той поездки.

Среди жителей Мариуполя и в целом ДНР и ЛНР пошло сарафанное радио. В итоге этим, а затем и другими маршрутами вывезли 400-450 тысяч беженцев.

Эвакуация из Мариуполя

Полной приключений оказалась и вторая поездка. Когда Шахин приехал в Володарку, там уже стояли морские пехотинцы, которые сказали, что в поселке беженцев уже нет. И уже с 15 марта колонны автобусов начали возить людей из Мариуполя с первых же освобожденных улиц. В это время в городе еще шли бои.

«Когда отъезжали с беженцами в первый раз, оставшиеся люди плакали, говорили, что мы за ними не вернемся», — вспоминает собеседник.

У первых беженцев из Мариуполя не было с собой никаких вещей. Им пришлось бежать. В спину стреляли, нацисты не выпускали из города, чтобы использовать как живой щит. «А после того, как Драмтеатр с людьми взорвали, жители окончательно разочаровались [в украинских военных]. Говорят, что считали их своими, а те — нелюди», — продолжает собеседник.

Покушение на водителя

Когда военные выделили автоматчиков, стали проверять беженцев, их вещи. Потому что под видом беженцев попасть в Россию пытались нацисты. «Один из них в толпе на площадке у торгового центра «Метро», где мы забирали людей, хотел ударить меня ножом сзади. Автоматчик спас, предотвратил удар, а затем скрутил нападавшего», — вспомнил Шахин.

Во время одной из первых поездок удалось задержать националиста из «Азова»*. Он был в гражданской одежде, но вел себя как-то подозрительно нервозно. Шахин подозвал автоматчика, велел мужчине выйти из автобуса и показать руки. У него оказались мозоли, характерные для применения оружия. Заставили боевика раздеться, а на нем живого места нет — все в нацистских татуировках.

Заработок на крови

Когда в Мариуполе был ажиотаж, среди местных находились дельцы, которые брали деньги с беженцев якобы за то, чтобы посадить их в автобус, хотя людей возили бесплатно. Шахин поймал одного такого дельца, по-мужски поговорил с ним и сдал военным.

Во время одного рейса недалеко от автобуса кто-то положил сумку и ушел. Все испугались, разбежались. «Я взял палку подлиннее. Решил, что если взорвется, то лучше я, чем толпа. В сумке оказался ноутбук с роликами про нацистов. Видимо, хозяин испугался, что при досмотре это выяснится, бросил его и ушел», — говорит собеседник.

Глаза девочки

Больше всего его поразили глаза девочки, которую он увидел под завалами дома на одной из освобожденных улиц Мариуполя. Ей было 13-14 лет. Она была пять дней под завалами. «Нас увидела, улыбнулась. Шевелиться не могла. Мы ее на носилках положили в автобусе на площадку сзади, довезли до Володарки. Потом узнавал, она выжила, лечится», — продолжает Шахин.

Одна женщина, переехавшая когда-то из Мариуполя в Москву, приехала на КПП и отправилась с ним искать сына, который остался в городе. Нашла его, к сожалению, мертвым.

Украинская пропаганда

Некоторые жители боялись ехать. Они месяц жили в пункте временного размещения в Володарке. Их обработала украинская пропаганда, пугали ужасами, которые их якобы ждут в России, что там их насилуют и бьют. Это был первый и последний раз, когда загрузили пять автобусов. Отфильтровали людей — брали только женщин и детей. Вместе с представителями ОБСЕ и Красного креста доехали до российского блокпоста у Запорожья. С той стороны в сопровождении БТР приехали пустые автобусы. Перегрузили людей и уехали обратно.

Надежда на воссоединение

Что интересно, на начало эвакуации людей вопрос о деньгах не стоял — перевозчик платил водителям за ремонт техники и за топливо. А когда вывозили нацистов из «Азовстали», специально нашли для них «самые недостойные автобусы», включился в разговор бывший сотрудник правительства Ростовской области. «Позже возили технику, стройматериалы для строительства 65 километров окопов. В том числе в Крыму. По словам военных, это, в том числе, позволило сдержать летнюю попытку контратаки ВСУ. Кстати, со слов наших водителей, во время вывоза людей в Запорожье, военные даже поприветствовали друг друга на границе. Что не закрывает надежду, что мы когда-то воссоединимся», — резюмировал он.

* запрещенная в России террористическая организация.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах