Почему Владимир Путин планирует посетить авиационный завод в Улан-Удэ?
Президент РФ Владимир Путин может посетить Бурятию в течение нескольких ближайших дней, сообщили сразу несколько российских СМИ. Предполагается, что в ходе рабочей поездки глава государства встретится с руководителем региона Алексеем Цыденовым, а также нанесет визит на Улан-Удэнский авиационный завод.
Внимание к авиационному предприятию не случайно. Российское вертолетостроение удерживает звание одного из мировых лидеров отрасли на протяжении многих лет. Холдинг «Вертолеты России», входящий в госкорпорацию «Ростех», является одной из немногих компаний, способной проектировать, производить, испытывать и обслуживать винтокрылые машины. По состоянию на начало 2023 года более 8 тыс. вертолетов, произведенных холдингом, бороздят небо в 100 различных странах мира. Основные производственные предприятия «Вертолетов России» — Казанский вертолетный завод (машины семейства «Ми» и «Ансат»), «Роствертол» (разные модификации семейства «Ми»), Улан-Удэнский авиационный завод (так же производит машины семейства «Ми»), Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» (семейство «Ка») и Кумертауское авиационное производственное предприятие (так же выпускает машины семейства «Ка»).
«Российская вертолетостроительная отрасль входит в первую пятерку мировых лидеров, — уверен независимый промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов. — За последние 10-15 лет индустрия совершила мощный рывок вперед. Причем это касается как гражданского сектора, так и военного. Мы не утратили компетенций, сохранили конструкторские кадры, государственный холдинг «Российские вертолеты» много инвестирует в модернизацию производства. Основными центрами вертолетостроения у нас являются заводы в Казани, Ростове-на-Дону, Москве и, конечно, в Улан-Удэ.
Наши вертолеты по-прежнему востребованы на мировом рынке, в большей степени в странах Азии и Африки. Тамошние эксплуатанты привыкли к нашей технике, она надежна и может работать в любых условиях, в отличие от американских машин, у которых, например, большой «головной болью» является частое засорение фильтров».
В среднем ежегодно в России производится 150-160 вертолетов, лишь в 2022 году было выпущено 185 новых машин. Актуальная отчетность холдинга «Вертолеты России» недоступна в соответствии с мартовским постановлением правительства о «частичном или полном нераскрытии корпоративной информации», выручка за последний доступный период — 2020 год — составила 146,2 млрд руб., а портфель твердых заказов достиг 570 млрд руб. При этом основу экспорта составляют современные боевые машины марок Ми-171Ш и Ми-171Е, произведенные на Улан-Удэнском авиационном заводе. Портфель внешних заказов «Рособоронэкспорта» в 2022 году на поставки вертолетов составлял 80 млрд руб., из них на продукцию, произведенную в Улан-Удэ, пришлось 30 млрд руб.
По данным Flight Global, на текущий момент в мире эксплуатируется 2,07 тыс. машин семейства «Ми», это 8% от всего парка гражданских вертолетов, и большинство из них сделаны в Бурятии. По популярности вертолеты «Ми» уступают только Airbus Helicopters (его доля составляет 14%) и Bell (12%). В разделе военных вертолетов, находящихся сейчас на вооружении, популярность наших Ми-8/17 (2,84 тыс. штук в эксплуатации, 14% доля рынка) уступает только Sikorsky S-70/SH/UH-60 (3,57 тыс. штук, 17%). Следующие 3-4 места с одинаковым показателем доли рынка в 6% делят Bell UH-1 и Boeing AH-64, а замыкает пятерку лидеров опять наша машина семейства «Ми» с модификацией 24/35 (его доля — 5%).