Правительство России внесло в Госдуму поправки в федеральный закон «Об обороне», обязывающий губернаторов, глав муниципальных образований нести персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий по территориальной обороне, созданию штабов, которые будут действовать в субъектах федерации в военное время.
В пояснительной записке к законопроекту «О внесении изменения в статью 22 ФЗ закона «Об обороне» говорится, что он разработан по поручению президента по итогам совещаний главы государства с руководством Минобороны и представителями оборонно-промышленного комплекса. В документе подчеркивается, что в ходе проведенного в сентябре 2015 года стратегического командного учения «Центр-2015» новые подходы военного управления на региональном уровне были уже апробированы, а их высокая эффективность доказана.
«Анализ мероприятий послужил основой для разработки законопроекта», — отмечают авторы поправок, объясняя целью новых структур «обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти РФ с органами военного управления, воинскими формированиями», а также органами, организующими в военное время мобилизационные мероприятия.
Таким образом, отмечается в пояснительной записке, принятие законопроекта позволит эффективно организовать работу по координации разноведомственных сил и средств, участвующих в обеспечении режима военного положения. Как отмечается в его финансово-экономическом обосновании, введение предлагаемых норм не повлечет дополнительных расходов ни федерального, ни региональных бюджетов.
Важно заметить, что до сих пор в законе «Об обороне» шла речь об организации территориальной обороны только там, где введено военное положение, с учетом мер, применяемых в период действия военного положения. Под самой обороной подразумевалась система мер во время военного положения по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и др.
Отметим, что это не первый законопроект за последнее время, который повышает роль субъектов федерации в обороне страны. В октябре правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому губернаторы и главы муниципалитетов будут лично возглавлять призывные комиссии по мобилизации.
Эксперты объясняют АиФ.ru действия руководства страны духом времени.
«Это естественное решение, связанное с тем, что вопросы мобилизационной готовности, территориальной обороны в значительной мере определяются на уровне регионов. Поэтому главы субъектов федерации получают персональную ответственность за мероприятия территориальной обороны и создание соответствующих штабов, чтобы повысить уровень координации действий в условиях реальной войны и в предвоенный период», — рассуждает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
По мнению эксперта, то, что эти штабы создаются только сейчас, говорит о том, что были 90-ые годы, когда был развал, разруха и рассогласование всех действий государственных механизмов. До этого периода в регионах действовали штабы гражданской обороны.
«Сегодня в условиях риска военных угроз и опасностей для России меры, которые предлагаются правительством, позволят на более высоком организационном уровне подойти к решению всех вопросов обороны», — считает эксперт.
Первый зампред комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич считает, что целесообразность в региональных штабах появилась в связи с созданием национального центра обороны, созданием его филиалов в федеральных округах и условиями времени.
«У нас поменялся мир, отношения. А все, что касается войны, мы длительное время очень сильно игнорировали. Теперь в действующем законодательстве все будет регламентировано и определено. Ведь кроме конкретных боевых действий, мобилизационных мер, есть очень много составляющих, где требуется участие местных органов исполнительной власти, других структур. Поэтому эти поправки очень своевременны», — пояснил АиФ.ru Франц Клинцевич.
По его словам, в качестве примера целесообразности таких штабов можно привести работу каждого субъекта в сфере мобилизации в промышленной и сельскохозяйственной сфере, которая должна быть оперативно организована в условиях военного времени.
«Когда мы говорим о войне, есть такое понятие, как национальные резервы. Их кто-то должен создавать, поставлять, контролировать. Хотя это война совсем другая, чем была раньше, но какие-то запасы должны быть, а система обороны и управления должна функционировать по-другому. Поэтому естественно, что без губернаторов тут сделать ничего нельзя», — пояснил сенатор.