Примерное время чтения: 9 минут
2784

Город номер один. За 13 лет Москва возглавила мировые рейтинги

Мэр Москвы Сергей Собянин.
Мэр Москвы Сергей Собянин. Сайт Сергея Собянина

За последние 13 лет столица вышла на качественно другой уровень, превратившись в мегаполис номер один. В среду, 21 июня, мэру Москвы Сергею Собянину исполнилось 65 лет, и это хороший повод вспомнить, как сильно изменился город, достижения которого подтверждаются множеством авторитетных рейтингов.

Главный критерий, на который обычно опираются аналитические мировые компании при составлении рейтингов развития городов и стран, — качество жизни населения. По этому критерию Москва в рейтинге «Индекс городского процветания», составленном программой UN-Habitat ООН, занимает первое место среди других мировых агломераций. Верхняя строчка в топе уровня развития инфраструктуры тоже принадлежит столице России.

«Мы настолько привыкли пользоваться благами нашего города, что часто не отдаем себе отчет, какого уровня развития удалось достичь Москве за последние годы», — так после публикации отчета ООН столичный мэр прокомментировал достижение.

В порядке вещей

И с ним трудно не согласиться. Все, что сейчас воспринимается как должное, — новый комфортабельный брендированный городской транспорт вместо разномастных маршруток, свободные от «леса» рекламных плакатов, киосков и самостроя улицы, низкопольные трамваи, метропоезда и электрички, комплексная застройка кварталов, продуманные дорожные развязки, метро, дотянутое почти до области, а еще программы «Моя улица» и «Мой район», «Московское долголетие», городские фестивали, портал «Активный гражданин» и еще много чего — это и есть составляющие уровня жизни москвичей. Еще каких-то 10-15 лет назад ничего этого не было!

Когда в Москве объявили о программе реновации, эта новость воспринималась как нечто фантастическое, но сегодня переезд в новые дома из старых хрущевок стал нормой столичной жизни. А 10-балльные пробки и парковка в два ряда у обочины ушли в прошлое благодаря реконструкции существующих и строительству новых магистралей, введению платной парковки. Нестандартное же было решение, зато какое прогрессивное!

Такие же кардинальные изменения случились и в сфере здравоохранения. Взять хотя бы проект «Моя поликлиника», в рамках которого реконструируют и переоборудуют поликлиники города. Не выборочно, а все.

Инвестиции и инновации

Столица растет, хорошеет и развивается. Присоединение к историческим территориям части области сделало Москву в 2,5 раза больше и привлекло еще больше инвесторов. Здесь выгодно заниматься бизнесом и сюда выгодно вкладывать деньги. Город предоставляет предпринимателям множество преференций и льгот. Итог — в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Москва пятый год подряд уверенно забирает пальму первенства, обходит всех конкурентов.

А Московская особая экономическая зона (ОЭЗ) «Технополис Москва» — один из главных центров развития инновационного производства, занимает первое место в рейтинге 26 ОЭЗ и 100 индустриальных парков.

Стабильная экономика

Современная система общественного транспорта в Москве — одна из лучших в мире. Например, сравните карту метро 2010 года и нынешнюю — и вместо 182 станций вы увидите 258. Согласно исследованию McKinsey & Company, еще в 2021 году Москва заняла первое место по эффективности общественного транспорта, а международные эксперты сравнивали 25 городов мира.

Кстати, город выпускает собственные облигации, и в том числе за счет таких привлеченных средств развивает экологически чистый транспорт. Ценные бумаги расходятся очень быстро. Именно поэтому национальное рейтинговое агентство АКРА присвоило Москве наивысший кредитный рейтинг ААА(RU). А это говорит о развитой экономике города, высоких доходах жителей, низком уровне безработицы и стабильном бюджете.

В мегаполисе есть еще одно достижение, которое не входит ни в какие рейтинги, просто потому, что соперников у Москвы в этой сфере нет. Речь идет о регулярном речном электротранспорте. Движение по первому маршруту открылось во вторник, 20 июня, и для Москвы-реки это означает начало новой транспортной эры.

Умники и умницы

Столичная система образования ставится в пример остальным регионам не зря. Ребята из Москвы сохраняют свое первенство во всем мире по уровню читательской грамотности. Это доказывают результаты международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS, в котором участвовали более 400 тысяч учащихся из 13 тысяч школ 65 стран. А проект «Московская электронная школа» постепенно распространяют на всю страну, настолько успешным он оказался.

Приезжайте в гости

Москва сегодня — красивая, чистая, отреставрированная и очень нарядная. Город знаменит массовыми фестивалями и праздниками, народными гуляниями и особой уличной подсветкой, удобной навигацией и туристическими сервисами. Не зря в 2021 году столица России получила World Travel Awards как лучший город для изучения исторического наследия и самое интересное направление для коротких поездок.

Удаленно-электронно

А еще все знают сегодня, что такое «Мои документы» и сайт мэра mos.ru, многие задачи решаются удаленно, вообще без посещения кабинетов чиновников. И совершенно логично, что мегаполис четвертый год подряд возглавляет национальный рейтинг по качеству предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Как меняется город?

В интервью aif.ru главы департаментов и руководители направлений прокомментировали основные изменения.

Заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв:

— Программа реновации набрала хороший темп. Несмотря на все сложности 2022 года, мы не только не затормозили программу, но всячески ее ускоряем, ведь любое промедление ведет к удорожанию проектов, а задача города — дать возможность участникам программы, а это порядка миллиона человек, как можно быстрее улучшить жилищные условия.

Заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов:

— Люди стали больше пользоваться не личной машиной, а городским транспортом, такси. С введением выделенной полосы городской транспорт становится более востребованным. Как только вводим выделенную полосу, сразу же на 30% увеличивается скорость автобуса или электробуса, на 30-40% снижается аварийность на этом маршруте, и количество пассажиров сразу же растет на 15-20%. Здесь фиксируется огромный рост пассажиров.

Также у нас крупная программа строительства развязок, дорог, новых магистралей, которая помогла освободить часть загруженных мест, снизить количество заторов и аварий. Чтобы разобраться с проблемными магистралями, мы продолжаем работу над строительством новой инфраструктуры. Москва остается крупнейшим городом в Европе по количеству электрических машин. В городе сегодня 1100 электробусов.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов:

— Составленный мной план по работе в городе исходил из задач, поставленных передо мной мэром Москвы Сергеем Собяниным. В принципе, он реализован. Мы создали дизайн-код города и прописали в нем вообще все детали: от того, какой должна быть массовая застройка, до того, на какой высоте и какого размера вешать вывеску на фасаде дома. Мы ввели стандарты, и так из хаоса и визуальной мешанины стал появляться опрятный город. Мы перестали строить массовую панель советского и постсоветского типа. Теперь продукция домостроительных комбинатов выглядит как архитектура. Уходят в прошлое типовые здания с жирными швами, несуразными подъездами, с остекленными на разные лады балконами, завешанные кондиционерами, с обшарпанной наружной панелью — город на 80% состоял из таких домов. Больше этого в Москве нет и не будет.

Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский:

— Из года в год мы отмечаем положительную динамику состояния экологии в Москве. Стоит отметить улучшение условий дорожного движения, которое способствует уменьшению использования личного транспорта. В городе активно развивается общественный транспорт, в том числе такси и каршеринг. При этом все больше используется электрического транспорта. Сейчас в Москве курсируют больше тысячи электробусов, в 2023-2024 годах будет закуплено еще 1200. Благодаря принятым мерам за прошедшие 10 лет уровень выбросов загрязняющих веществ вблизи трасс снизился в 2,5 раза.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах