Екатерина Барова, АиФ.ru: — Анатолий Александрович, в первый день заседания новой ГД все обсуждали ваше появление без знаменитой жилетки. Вы узнали, можно ли ходить так, как вам удобно? Или на какие-то мероприятия без галстука и костюма не пустят?
Анатолий Вассерман: — Я думаю, что, если на мероприятии понадобятся галстук и костюм, я туда просто не приду, поскольку у меня в принципе нет ни галстуков, ни костюмов. И нет ни малейшего желания их приобретать.
Если понадобится прийти в Думу прямо с вокзала, то клянусь, я останусь в том, в чем езжу на поезде.
— Но вас попросили прийти без жилета?
— Никто меня не просил. Тут совершенно другая причина. Из-за поездок в командировки, поездок на турниры и т. д., я давным-давно убедился, что есть довольно много вещей, которые могут понадобиться неожиданно и очень срочно. Поэтому таскаю с собой эти вещи, и в брюках, и в жилетке. Но сейчас я езжу из дома в Думу и обратно на метро, никуда не сворачиваю, и на этом пути мне ничего из того, что я обычно ношу, не понадобится. Поэтому сейчас езжу налегке. Но если мне понадобится, например, прийти в Думу прямо с вокзала, то, клянусь, я останусь в том, в чем езжу на поезде.
— А почему вы на метро ездите? Разве не всем депутатам положена служебная машина, которую можно вызвать?
— Да, мне объяснили, что есть такая возможность и даже дали письменные справочники на эту тему. Но если я живу в двух шагах от метро, если работаю в двух шагах от метро, то мне гораздо быстрее и удобнее ехать на метро, чем нервничать в пробках центра города.
— Кабинет вам уже определили в Думе?
— Пока нет. Дело в том, что по закону депутаты, не избранные в новый состав Думы, имеют 10 дней на то, чтобы закрыть все свои дела, в том числе на то, чтобы вывезти свои вещи из кабинетов. И только когда это сделано, начинают распределять кабинеты между депутатами нового созыва. Причем в определенном порядке: сперва между главами фракций и комитетов, затем между остальными. Ну, чтобы по возможности депутаты, занимающиеся примерно одним и тем же делом, могли друг к другу ходить с наименьшими трудностями. Думаю, на этой неделе процесс распределения кабинетов закончится.
— А с помощниками вы уже определились?
— Частично. Помощников по работе в Думе мне предложил аппарат фракции. Я ознакомился с кандидатами и решил, что лучших всё равно не найду. Помощников в округе помогут найти в префектуре или мэрии, но с этим тоже буду разбираться постепенно. В любом случае последнее слово за мной. Но поскольку уже есть более или менее налаженная система для подобных случаев, я буду опираться на нее. В Думе может быть до двух помощников, в округе — до пяти. Так же я приглашу нескольких помощников на общественных началах. Более того, полагаю, что одному-двоим помощникам буду доплачивать из собственного кармана.
— А мобильную связь вам обеспечили?
— Да, мне выделили телефон, но пока я все никак не раскачаюсь им пользоваться. Я думаю, особо секретных переговоров в ближайшее время мне не предстоит, так что пока пользуюсь своим смартфоном. Благо мой тариф полностью безлимитный во всех отношениях.
— Вячеслав Володин на первом заседании сказал, что из-за ковида столовая, кафе, буфеты в Думе работать пока не будут. Как-то вопрос с питанием вы уже решили?
— Сейчас я могу обходиться без еды достаточно долго, чтобы это не было для меня проблемой. В крайнем случае всегда можно выскочить в соседнее кормилище. Понятно, что шансов заразиться в постороннем кормилище намного больше, чем там, где все проверенные, но, поскольку я привит, заразиться не боюсь. Кстати, следующий раз прививаться надо будет в середине января, сразу после новогодних каникул.
Полагал, что смогу остаться самостоятельным депутатом, но не получилось.
— В «Справедливой России» вы человек совершенно не случайный, с этой партией очень хорошо знакомы, и экспертом у них работали — вы заранее знали, что пойдете в эту фракцию, или были сомнения?
— Я полагал, что смогу остаться самостоятельным депутатом, но не получилось.
— Почему?
— Например, места в комитетах Госдумы распределяются по квотам между фракциями. Я бы, конечно, мог добиваться места в комитете по просвещению самостоятельно, но проще это было делать через фракцию. Очень многие аппаратные вопросы тоже решаются на уровне аппарата фракций и так далее.
— А как поступите с партийной дисциплиной? Фракции очень часто решают, как коллективно голосовать по тому или иному законопроекту. Подчинитесь?
— Пока те решения, что принимает фракция, меня устраивают. Если увижу, что какое-то решение меня не устраивает, попробую объяснить, что мне не нравится. Голосовать против мнения фракции, конечно, можно. В редких случаях. Чаще всего фракции, если не удается выработать единое мнение, просто соглашаются с тем, что единого мнения нет, и каждый депутат вправе голосовать по собственному усмотрению.
Буду добиваться изменений в интересах всей страны. А каковы возможности, предоставляемые депутату для решения локальных проблем, разберусь по ходу дела.
— Вас избирали по одномандатному округу, и вы получили достаточно много наказов избирателей. Нередко это касается не каких-то глобальных законов, а элементарных жизненных проблем. Готовы решать проблемы конкретных людей, или акцент будет на партийную программу? Тем более что некоторые ее пункты вы сами разрабатывали.
— Это вещи взаимосвязанные. Анализируя проблемы округа, я убедился, что многие из них требуют поправок и изменений в законах. Я и буду добиваться этих изменений в интересах всей страны, в том числе и в округе. А каковы возможности, предоставляемые депутату для решения локальных проблем, разберусь по ходу дела.
— Прошло первое заседание вашего комитета, и на нем даже присутствовал профильный министр. Как вы оцениваете эту встречу?
— Честно скажу, эта встреча мне показалась не слишком плодотворной, просто потому, что на ней обсуждались по большей части вещи понятные и предсказуемые. И у обеих сторон не было серьезных оснований для споров. Но с другой стороны, на первой встрече действительно лучше сказать о том, с чем все согласны, а несогласия обсуждать в дальнейшем, по мере их возникновения.
— С коллегами по комитету предвкушаете дебаты?
— Во всяком случае то, что пока обсуждали, всех устраивало.
Я хочу добиться явного указания в законе, что цель образования — формирование целостной картины мира.
— Вы говорили, у вас уже есть некие идеи, что нужно делать с образованием в первую очередь.
— Есть. Я эти идеи изложил на заседании, возражений не было. Главное, я хочу добиться явного указания в законе, что цель образования — формирование целостной картины мира. А если правильно поставлена цель, то дальше уже гораздо легче находить средства для ее достижения. В этом случае изменится все — подход, учебная программа, методики обучения.
— Например?
— Например, в Советском Союзе эта самая цель, формирование целостной картины мира, если не провозглашалась явным образом, то подразумевалась. Сегодня технология нацелена на зазубривание вместо понимания закономерностей, на разрушение целостной картины мира вместо её формирования, как было много веков подряд. И вполне понятно, что разрушение целостной картины миры серьёзно затрудняет всё связанное с образованием. До тех пор, пока мы будем эту картину разрушать, нам будет чем дальше, тем сложнее учиться и учить, и это совершенно не зависит от того, как мы проверяем выученное. Я думаю, что применительно к нынешней цели образования — зазубриванию разрозненных фактов, действительно, тот же ЕГЭ — это лучший формат проверки, чем билетная система.
— Вы анонсировали необходимость и политических законопроектов, в частности говорили, что надо восстанавливать Россию в прежних границах. Как вы себе это представляете?
— Во-первых, надо официально признать, что пункт 2 ст. 1 Конституции РФ — тот, где сказано о понятии России и Российская Федерация — равнозначны, до сих пор не исполнен. Во-вторых, надо разработать порядок принятия в состав Российской Федерации новых территорий, потому что, как показал опыт Крыма, переходные процессы достаточно сложны. И, наконец, надо объяснить лицам, принимающим решения в других странах, что с ними в случае такого решения будет. Например, всем организаторам террористического государственного переворота в Киеве и последующего террора против русского большинства граждан Украины надо пообещать по меньшей мере амнистию и право беспрепятственного выезда. Понятно, что за совершенные ими преступления они уже никак не могут рассчитывать на должности в стране, поскольку сам народ их порвет, но гарантировать безопасный выезд надо. Ну и главное — должна быть поставлена задача перед разнообразными формами неформальной, извините за тавтологию, дипломатии.
— Что вы имеете в виду?
— Я имею в виду тех, кого принято называть агентами влияния, бизнесменов, которые могут договариваться с партнерами в других республиках, и т. д.
Стоит организовать курсы переобучения всех сотрудников аппарата экономического блока правительства. И объяснить им, почему догматы тоталитарной секты либералов пагубны, а теории, которыми они руководствуются, разрушительны.
— Владимир Путин на встрече с депутатами назвал главным врагом страны низкие доходы россиян. У вас есть рецепт, как побороть бедность и возродить экономику?
— Пока идея только одна: организовать курсы переобучения всех сотрудников аппарата экономического блока правительства. И на этих курсах объяснить им, почему догматы тоталитарной секты либералов пагубны и почему те теории, которыми они руководствуются, основанные на этих догматах, разрушительны. В частности один из догматов этой секты заключается в том, что вообще нельзя ориентироваться на внутренний рынок — только на экспортный, нельзя пользоваться внутренними источниками инвестиций — нужно только ждать милости от дальнего зарубежья.
Ключевой момент заключается в том, что наконец-то признано очевидное. Это необходимость развития нашего внутреннего спроса, необходимость поддержки граждан с тем, чтобы большее количество людей могли востребовать нашу собственную продукцию. Грубо говоря, это часть общей задачи переориентации с мирового рынка на внутренний. Понятно, что ждать изменений придется достаточно долго, но я все-таки надеюсь, что задача перехода к ориентации на внутренний рынок будет выполнена.
— Сейчас активно обсуждают необходимость вводить ответственность депутатов за предвыборные обещания. Как вы считаете, это реализуемая вещь?
— Нет, это нереализуемо по очень простой причине: депутат всегда может сослаться на то, что ему не удалось выполнить свои обещания вследствие того, что другие коллеги, обещавшие нечто другое, оказались в большинстве. Более того — даже депутаты от партии большинства всегда могут сказать, что по данному вопросу мнения партии разошлись и я был вынужден подчиниться большинству. Поэтому ввести такую ответственность можно, но вот добиться этой ответственности технически неосуществимо.
— Есть ещё механизм депутатских запросов.
— Механизм есть, ну а дальше все зависит от того, что ответят на этот запрос. Нет, в этом деле так много отмазок, что ввести формальную ответственность не получится.