Что за проект «поправок Мизулиной» для укрепления института семьи?
Группа сенаторов Совета Федерации по главе с Еленой Мизулиной направила в Госдуму три пакета поправок: два — в Семейный кодекс и сопутствующие акты и один — в ст. 31 Гражданского кодекса РФ. Над законопроектом также работали сенаторы Елена Афанасьева, Александр Башкин, Римма Галушина, Максим Кавджарадзе, Людмила Нарусова и Маргарита Павлова. Документы, получившие в СМИ название «поправок Мизулиной», размещены в системе обеспечения законодательной деятельности.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что необходимость поправок связана с несовершенством правового регулирования семейных отношений, а также с тем, что действующая редакция Семейного кодекса противоречит или не соответствует принятым ранее поправкам к Конституции.
О каких поправках идет речь?
Основной законопроект о поправках в Семейный кодекс предлагает внести изменения в 69 из 170 статей кодекса. Еще один законопроект предполагает внесение изменений в ст. 31 «Опека и попечительство» Гражданского кодекса Российской Федерации.
«В пакет вошли три законопроекта: „О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи“, „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона „О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи“ и „О внесении изменений в ст. 31 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием федерального закона „О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи“. Основной законопроект о поправках в Семейный кодекс содержит 112 поправок в 69 из 170 статей Семейного кодекса, дополняет Семейный кодекс двумя новыми главами, 27 новыми статьями», — говорится в пояснительной записке.
В чем суть поправок?
Законопроект предусматривает запрет на усыновление детей лицами одного пола, в том числе сменившими пол. Авторы инициативы предлагают запретить усыновлять детей людям, заключившим однополый брак в другой стране, а также внебрачным гражданам стран, в которых такой брак разрешен. В документе сказано, что сведения об изменении пола вносятся в акт гражданского состояния, изменения в акт о рождении при этом не допускаются.
Помимо этого в России предлагается запретить регистрировать брак не только лицам одного пола, но и тем, кто сменил пол. Согласно законопроекту, изменения вносятся в ст. 14 Семейного кодекса, которая определяет обстоятельства, препятствующие заключению брака. Согласно предложенной редакции, эта статья будет содержать указание на то, что «не допускается заключение брака» между «лицами одного пола». Сейчас в ст. 14 Семейного кодекса России нет указания на то, что одинаковый пол является препятствием для брака. При этом в ст. 12 Семейного кодекса говорится, что «для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак».
Значительная часть поправок касается правил работы органов опеки и изъятия детей из семьи. Так, авторы законопроекта предлагают предоставлять родителям право своим заявлением назначать временного опекуна для ребенка. Оформлять опеку и попечительство на другого человека по уважительной причине родители смогут, например, в случае длительной командировки или болезни. При этом орган опеки будет не вправе отказать в назначении того лица, которого определят родители.
Как сказано в документе, к уважительным причинам установления опеки (попечительства) над детьми по заявлению их родителей относятся:
- Недостижение несовершеннолетними родителями возраста 16 лет;
- Служебная командировка родителей на определенный срок или постоянная работа родителей, осуществляемая в пути или имеющая разъездной характер;
- Длительная болезнь родителей, связанная с необходимостью пребывания в медицинском стационаре;
- Нахождение родителей под стражей;
- Отбывание родителями наказания в виде лишения свободы;
- Иные уважительные причины.
Еще одна поправка гарантирует право родителей привлекать для воспитания детей родственников без специального документального оформления их полномочий. Так, у бабушки, у которой нет доверенности от родителей, отобрать ребенка будет нельзя.
В случае когда родителей задержали или госпитализировали без сознания, ребенка предлагают передавать родственникам либо иным близким людям на период отсутствия родителей и только при отсутствии такой возможности — отправлять в специализированное учреждение. Если ребенок был изъят из семьи в случае болезни родителей, возможность контактов с отцом и матерью должна сохраняться, кроме случаев, когда суд прямо не запретит это общение в своем решении.
Согласно поправкам, без согласия жильцов представителям органов опеки запрещается входить в дома и квартиры для проверки условий проживания детей. Опеке также запретят отказывать родственникам ребенка в его передаче на попечение по причине недостаточного дохода или несоответствия жилья попечителей санитарным требованиям.
Помимо этого пакет законопроектов гарантирует совместное устройство братьев и сестер, оставшихся без попечения родителей. Передача братьев и сестер под опеку (попечительство) разным лицам не допускается (за исключением случаев, когда это делается из-за состояния здоровья детей). Также сенаторы предлагают запретить возвращать в детдом ребенка через три года после усыновления.
Законопроект определяет исчерпывающий перечень оснований для ограничения родительских прав:
- Уклонение от выполнения обязанностей родителей;
- Отказ без уважительных причин взять своего ребенка из организации;
- Злоупотребление родительскими правами, выразившееся в вовлечении детей в совершение преступлений, правонарушений или иных антиобщественных действий;
- Хронический алкоголизм или наркомания, если это подтверждено медицинским документом.
В тексте документа сказано, что лишение родительских прав является крайней мерой. Согласно поправкам, изъять ребенка из семьи можно будет только при доказанной вине родителей на основании вступившего в законную силу решения суда о лишении родительских прав либо об их ограничении. При этом ограничение прав не будет распространяться на родителей в случае отсутствия с их стороны вины, например в случае болезни.