Примерное время чтения: 12 минут
4971

Алиханов — о визах в ЕС, границах Литвы и суверенном коридоре для транзита

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Пришли в полнейший Восток 31/08/2022 Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Пресс-служба губернатора Калининградской области

— Сейчас мы тебе покажем Калининград в блокаде, значит так: берем строганину из пеламиды и фри с кусочками трески, это то же самое, что в Англии чипс-энд-фиш, — с этого началась моя подготовка к интервью с губернатором Калининградской области. Мы с его помощниками сидели в веселом и многолюдном ресторанчике в центре города, обсуждали пробки. Было жарко, и весь местный народ вместе с тысячами туристов мигрировал в сторону моря.

— Короче, Британия от наших углеводородов зависит процентов на 30, а вот от нашей трески — на все 80, — рисовали мне экономический расклад и советовали: — Холодный литовский борщ тоже возьми, очень вкусный!

С Литвы, которая ввела блокаду против нашего анклава, а потом по просьбе «старших товарищей» отменила, беседу с главой региона Антоном Алихановым и начали. Точнее с того, а чего бы не дать Литве за такое втык?

Бить или не бить? 

Валерий Рукобратский, aif.ru: — Антон Андреевич, одно из ваших хобби — боевое искусство кудо (разновидность японского рукопашного боя. — прим. авт.). Помогает вести дела?

Антон Алиханов: — Говорить о том, что кудо — стиль ведения дел — нельзя. Это философия. Помимо самого единоборства, есть принцип уважительного отношения к старшим, к людям более профессиональным. Невозможно расти, не будучи окруженным людьми, которые тебя в чем-то опережают.

— А те, кто знает про ваше боевое хобби, — не боятся в лоб получить?

— Не думаю, что я такое впечатление произвожу. Бывают, конечно, эксцессы разные, но никогда не доходило до кульминации. Пока.

В политике самое главное сходство с кудо — умение держать удар.

— «Пока» — ключевое слово. В политике же нужно уметь применить насилие. Иногда.

— В политике самое главное сходство с кудо — умение держать удар. Даже удачное применение силы не всегда является показателем того, что ты победил. Иногда уход от прямого противостояния — гораздо более сложное искусство. Но бывает и так, что от прямого конфликта уйти, не потеряв лицо, не представляется возможным. А лицо надо беречь.

Обижаться — это точно не про нас. Эмоциям лучше не давать волю, хотя поведение тех же литовских политиков высокого эшелона — форменная истерика.

— В отношениях с Литвой как надо поступить — беречь лицо или?..

— Я не сторонник шапкозакидательства. Нужно понимать, что возможны и ответные меры. Мы говорили, что если не получится возобновить транзит, то нужно будет подобные ограничения вводить в отношении Литвы. Это понятная ответная мера. Но если есть хоть какая-то возможность остаться на территории, в экономическом процессе — это нужно делать. Обижаться — это точно не про нас. Эмоциям лучше не давать волю, хотя поведение тех же литовских политиков высокого эшелона — форменная истерика. При этом Литва из трех прибалтийских государств страдает из-за экономических ограничений сильнее всех. Особенно это сильно сказывается на населении.

— А есть у вас объяснение, зачем они сами себя в эти страдания ввергают?

— Высшее политическое руководство Литвы давно потеряло связь со своим народом.

— Может, у них там взамен есть связь с Вашингтоном?

— Да, посольство США в Вильнюсе — крайне влиятельная организация. Если небольшая по силе, то явно соревнующаяся в степени влияния на литовскую жизнь с правительством или уж тем более Сеймом.

«Российский суверенитет над ж/д дорогой Литвы»

— У вас была идея создания нового транспортного коридора, если блокада опять возобновится. Как на практике это будет выглядеть?

— Единственный надежный и независимый ни от кого транспортный коридор — морской. Мост, как мы его называем. Сейчас девять судов на линии, еще один паром железнодорожный выходит в сентябре. Но если совсем откровенно, мы сейчас работаем над поиском и других возможностей, в том числе для так называемых «накатных» грузов — это «ро-ро» суда, которые перевозят грузовики с товарами.

Сухопутные возможности — это перспективная повестка. Она относится к переговорному треку, который нужно будет вести после стабилизации в отношениях и возврата к диалогу.

— А сухопутные возможности ограничены?

— Сухопутные возможности — это перспективная повестка. Она относится к переговорному треку, который нужно будет вести после стабилизации в отношениях и возврата к диалогу. Я называю это «российским суверенитетом» над Литовской железной дорогой. Это «зеленый коридор», полностью ограниченный. То есть невозможно будет оттуда никак на литовскую территорию съехать. Можно сделать выделенную полосу — двухпутное полотно, закрытое забором. По нему в режиме экспресса проходили бы поезда через территорию Литвы.

Антон Алиханов.
Антон Алиханов. Фото: Пресс-служба губернатора Калининградской области

— Почему мы так цепляемся за сухопутное сообщение? Считается же, что морская логистика экономически более выгодна...

— Морская логистика экономически более выгодна на больших расстояниях. Но я могу сказать, что РЖД с азиатскими партнерами в последние годы представляли уникальные логистические продукты. Когда из Китая до Калининграда можно было за десять дней доставить груз. Здесь его либо в порт, либо на европейскую ж/д-колею перегрузить и дальше направлять в Европу. И сервис в обратном направлении — мы очень хорошо раскатали этот новый маршрут, полноценная была ветка нового Шелкового пути, и очень активно мы ею пользовались. Сейчас она, понятно, испытывает определенные сложности в силу того, что некоторая номенклатура российская перестала ходить в Европу. Например, погранпереход Брест-Малашевич между Польшей и Белоруссией был очень загружен. Это давало нам возможность большой поток грузов отвлекать на себя. Сейчас погранпереход разгрузился. Из-за того, что перестал идти уголь в Европу. Я, правда, не знаю, как они зиму собираются пережить без этого угля.

Визы — взять и отменить 

— 1 сентября анонсируется, что все-таки будет еще один виток противостояния с Литвой... 

— Да, банк, через который были централизованные платежи с Литовскими железными дорогами, прекращает расчеты с Россией. Но мы нашли решения определенные — сейчас не буду их озвучивать. Хотя литовцы уже шаг назад сделали. Но все это, конечно, не способствует нормальной работе. Вообще, даже те успехи, которые мы показали на переговорном треке и добились существенного смягчения ограничений, они все равно обросли дополнительными условиями. Все равно есть квоты на грузы, автотранзит запрещен. Мы считаем, что европейцы должны полностью исключить калининградский транзит из своих санкций. 

— В целом у региона контакты сохраняются с недружелюбными соседями? 

— Только на уровне отдельных консульств, вопросы, связанные с визами.

— Скоро, видимо, и это прекратится — сами же прибалты и настаивают, чтобы россиянам перестали визы в ЕС выдавать.

— С учетом того, что Латвия уже не такая мягкая для российского туриста, то страдать будут в основном итальянцы с французами, греками и другими. Но предлагают отменить визы, конечно же, латыши. Но слава богу, в ЕС принимают консенсусные решения. Будем надеяться, что у них хватит возможности сопротивляться внутри себя. Но еще раз повторю: даже если они будут такие ограничения вводить, они опять же должны учитывать калининградский фактор и необходимость выдачи виз как минимум тем людям, которые занимаются грузоперевозками.

Клайпеда — чья? 

— Дмитрий Рогозин, который возглавлял переговоры между Москвой и Брюсселем по поводу вступления Литвы в ЕС, заявил: есть договоренность о признании Россией границ Литовской республики в обмен на гарантии бесперебойного транзита граждан России и российских грузов. Можем ли мы эти договоренности теперь «обнулить»?

— Несомненно, понятийно, устно эти вещи объединялись в общий трек, но юридических связок никаких не существует. Юридически вопрос нашего транзита не обусловлен вопросом признания их границ нами. Он тогда связывался в рамках переговоров, но с учетом того, что все согласовали и все подписали, то нарушение отдельных положений противной стороной не влечет автоматической денонсации договора, признание границ. Хотя, конечно, с точки зрения историографии и прав на Клайпеду, и вообще бывший Мемельский край, там можно много размышлять на эту тему и ставить вопросы. Но я этим не занимаюсь просто потому, что я действующий государственный чиновник, и исхожу из того, что Российская Федерация ратифицировала все эти соглашения, демаркации, делимитации границ. 

В Калининградскую область стоит приехать, чтобы остаться, поэтому просто приезжайте, посмотрите, отдыхайте и оставайтесь.

Откуда прирост населения 

— Ожидается, что Калининградская область превратится в туристическую Мекку для россиян. Чем нас можете позавлекать?

— Ничем завлекать не буду, потому что молва и рассказы тех, кто у нас побывал, они лучше рассказов губернатора о том, как замечательно в нашем регионе. В Калининградскую область стоит приехать, чтобы остаться, поэтому просто приезжайте, посмотрите, отдыхайте и оставайтесь. 

Мы находимся в числе регионов, которые растут постоянно.

Антон Алиханов.
Антон Алиханов. Фото: Пресс-служба губернатора Калининградской области

— Именно поэтому Калининград — один из немногих регионов, где идет ежегодный прирост населения?

— Мы находимся в числе регионов, которые растут постоянно. Абсолютные цифры помещают нас на девятое место в стране, но если смотреть относительные цифры, то мы второе место в стране занимаем. Мы активно растем, да. Даже несмотря на все эти байки про калининградский транзит. Да, проблема существует, но тематику сейчас демонизируют, что она якобы неразрешима. Разрешима, хотя это очень сложная проблема. Но мы понимаем, как ее решить. Даже несмотря на все на это, у нас за первое полугодие — плюс 7,5 тысячи человек. Это статистика избирательной комиссии. А значит, прирост гораздо больше — потому что не учитываются люди младше 18 лет. 

Золотая жила янтаря 

— Почему Калининград считается мировой столицей по янтарю, тогда как центр мирового производства янтаря — в Гданьске?

— Вопрос понятный, но на самом деле в янтарной отрасли много порядка было наведено за последнее время. Например, у нас более чем в 20 раз вырос объем налогов только от одного янтарного комбината. Но когда у тебя главный бизнес в янтарной сфере был в том, чтобы купить за рубль у янтарного комбината, а продать за тысячу за рубеж, при этом иногда контрабандой везя или декларируя мнимый экспорт, получая потом НДС, потом его тайными тропами опять привозя сюда, не декларируя — с этим сложно сразу побороться. Это все сформировало определенную А) — культуру; Б) — сформировало деградирующую перерабатывающую отрасль. И определенную инерцию, как условно у продавцов, владельцев комбината, так и у наших переработчиков. Я говорю — взаимное недоверие, что вы у нас сейчас купите, а сами потом продадите, или шлифанете чуть-чуть, а потом продадите. Это очень длинная, сложная дорога, мы этим занимаемся, у нас есть стратегия утвержденная в Минпромторге, стратегия развития янтарной отрасли. Мы потихонечку по ней идем, не все получается. Работаем.

Тем более что есть вещи, которые я считаю правильными, но они вызывают споры среди янтарной отрасли, и комбината, и переработчиков. На мой взгляд, нужно вводить экспортные пошлины на янтарь, потому что на том же крупном рынке китайском у них есть пошлины на готовые изделия, причем достаточно высокие, но нет пошлины на ввоз сырья. Они-то выстроили эту систему — давайте пытаться и у нас. Будем вводить свою экспортную пошлину, чтобы рыночные условия для наших производителей готовых изделий были такими же, как для производителей на потенциальных экспортных рынках.

Про ипотеку и авто в кредит 

— Когда вы переехали в Калининград, то тут же влезли в ипотеку — до сих пор кредит платите? 

— Буквально месяц назад я с ипотекой попрощался, это просто облегчение какое-то. Но жена сразу сказала: так, теперь берем автокредит. Я сказал — нет, дай мне чуть-чуть, хотя бы несколько месяцев побыть свободным человеком. Тем более ставка ЦБ снижается, можно подождать, когда кредиты еще дешевле станут. Да и машин сейчас особо на выбор нет.

— В Калининграде есть же собственное сборочное автопроизводство.

— Есть, ведем переговоры с новыми партнерами.

— Сейчас простаивает?

— Дособирают заранее заказанные комплекты. Но автомобильная отрасль — одна из самых пострадавших от санкций. Для нас это вопрос чувствительный, потому что, несмотря на то, что сейчас строятся новые заводы — солнечных батарей и фармакологические, разные другие, у нас больше 40% промпроизводства — это авто.

— Партнеры — китайцы?

— Китайцы, другие азиаты есть, с которыми ведутся переговоры, надеемся, что это вопрос нескольких месяцев, и начнем сотрудничать.

— Не боятся партнеры попасть под вторичные санкции?

— Недавно у нас было четыре раунда переговоров, три из четырех касались партнерства с иностранными инвесторами. Причем это реальные проекты, некоторые уже строятся. Поэтому я стараюсь помалкивать и тихо делать работу. И чтобы ни у кого не было проблем — не будем их называть и говорить, из каких они стран.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах