На пятый день блокады калининградцы и гости региона встали в километровой пробке на выезд из города и устремились... на морское побережье.
Глупые они, эти европейцы, — хотели нас тут задушить. Ага, сейчас! Русского человека никакая блокада не напугает, если отпуск на побережье уже предоплачен. Средняя загруженность отелей 91% против 94 в этот же период прошлого года.
— Туристов в этом году приехало чуть меньше, чем хотелось, — немного расстраивается местный министр туризма Андрей Ермак.
— Да и слава богу! — порадовались местные жители. — Оно ведь как бывает: приезжают к нам сюда туристы, тут же влюбляются в наше побережье да и скупают всю «недвижку» на корню. Сами не живут, только сдают в сезон таким же залётным москвичам и не только. А те все бегают куда-то, суетятся, в общем, ведут себя не как калининградцы, привыкшие к философской неторопливости.
Строителей, конечно, жалко — в санкционные списки попали практически все стройматериалы. Когда списки вывесили, народ со страху ринулся закупаться цементом. Помните, в начале пандемии люди начали сметать в супермаркетах туалетную бумагу? Вот то же самое сейчас произошло с цементом. Всем резко и необъяснимо понадобился цемент! По два мешка в руки! На сутки он пропал из магазинов, но потом опять появился. Но осадочек остался...
А ещё тогда, в пандемию эту, чуть не начался дефицит сахара... А тут литовцы со своим Евросоюзом покусились на святое — этиловый спирт!
— Расчехляем агрегат! — Знакомый чиновник, эдакий белый воротничок, в начале коронавируса приобрёл со страху самогонный аппарат и с тех пор изрядно поднаторел в производстве «продукта».
Тогда на некоторое время в Калининграде образовался дефицит самогонных аппаратов... Судя по всему, тут мы тоже справимся. Выживем!
Отдельным пунктом в списках фигурировал такой важный для калининградца продукт, как чёрная икра. Сходил в магазин справиться о дефицитном товаре. Посмотрел заодно, сколько стоит... Судя по ценам, дефицит не страшен Калининграду. Сколько бы эта блокада ни продлилась — чёрная икра в магазинах будет. Причём те же самые банки, что и сейчас.
Ну а если серьёзно... Гул начался давно. Истребители гудели над городом, выделывая фигуры высшего пилотажа, чуть ли не круглосуточно в течение года. И даже вечно всем недовольные тролли из интернета перестали обращать на этот гул внимание.
— А я, наоборот, спокойна, когда в такое время над нами летают наши самолёты, — смотрела на очередную «бочку» директор нашего ТСЖ. — Девяностые пережили и это всё переживём.
Калининградцы привыкли жить на «острове». И то, что все эти соседи вокруг стали потенциальными врагами, да ещё и объявили какую-то блокаду, не стало здесь каким-то сюрпризом.
«Калининград — кинжал в сердце Европы», — в прошлом году заявлял советник президента США по нацбезопасности Роберт О’Брайен. «Непотопляемый авианосец на Балтике», — вторил ему профессор Бирмингемского университета Стефан Вольф. После таких заявлений столь важных западных персон калининградцам становится понятно: нужно сойти с ума, чтобы что-то тут нам долго блокировать.
Вот уже и верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель, видимо прочитав комментарии под постом губернатора Алиханова про «блокаду» (где домохозяйки, вместо того чтобы напугаться, начали агитировать за взятие Сувалкского коридора), начал делать осторожные заявления, что взгляды на калининградский транзит нужно бы как-то аккуратно пересматривать.
Справка
Калининградская обл. — дотационный регион. В федеральном бюджете для самого западного региона России в 2022 г. предусмотрено 2,9 млрд руб. финансовой помощи. Население области — 1,02 млн человек.
Наибольший вклад в экономику региона вносят Лукойл-Калининградморнефть (разработка шельфовых и континентальных месторождений углеводородов), Калининградский янтарный комбинат (90% мировых запасов янтаря), Завод ЖБИ-2 (материалы для стройиндустрии), Калининградский рыбоконсервный комбинат (один из крупнейших поставщиков морепродуктов на отечественный рынок).
Какие товары нельзя возить в Калининград?
Перечень товаров, запрещённых к транзиту в Калининград через Литву, занимает 66 страниц.
В список попали древесина, уголь, цемент, бумага и картон, алкоголь, сигары, чёрная икра, парфюмерия, косметика, одежда, ювелирные изделия, фарфор, бытовая техника дороже 750 евро и транспортные средства стоимостью больше 50 тыс. евро. Также под запретом провоз оборудования и установок для нефтепереработки, продукты из чугуна и стали, реактивное топливо, товары для авиации. С 5 декабря 2022 г. под ограничения попадут нефть и нефтяные продукты.
Чем Москва может ответить на демарш Вильнюса?
Транзит санкционных товаров Литва запретила с 18 июня, заявив, что согласовала действия с ЕС. По словам губернатора Калининградской обл. Антона Алиханова, это примерно 40–50% грузов. Чем Москва ответит Вильнюсу?
По данным Федеральной таможенной службы, товарооборот Литвы и России в 2021 г. составил 5,23 млрд долл. Из них на российский экспорт пришлось 4,6 млрд, импорт — всего 655 млн. Понятно, что запрет на поставки из Литвы обернётся серьёзным ударом по её экономике. Например, в Россию литовцы везут алкоголь (в 2021 г. поставлено на 56,6 млн долл.), продукты неорганической химии (15,7 млн), пластмассу (54 млн), бумагу и картон (24 млн), котлы, оборудование и механические устройства (89 млн), оптику (15 млн), мебель (49 млн). Опять же россиянам хорошо знаком литовский бренд молочных продуктов «Сваля». Правда, с 2014 г. он производится на различных предприятиях внутри России по контракту с вильнюсской компаний Pieno žvaigždės.
К тому же звучат предложения отключить Литву от единого электрического кольца БРЭЛЛ, в которое входят также Россия, Белоруссия, Латвия и Эстония. Страны Балтии собирались покинуть энергетическую систему к 2025-му, но в данном случае Вильнюс могут поторопить. Кроме того, эксперты напоминают, что в Клайпеде стоит терминал по переработке сжиженного газа. Его пропускная способность — 4 млрд кубометров. Если Россия перестанет продавать литовцам голубое топливо, без единого выстрела остановится не только данное предприятие, но и вся местная промышленность.
При этом в самой Литве растёт тревога по поводу блокады воздушного пространства страны в качестве возможной ответной меры Москвы. Некоторые наблюдатели предположили, что она может быть организована «российскими частями ПВО, дислоцированными в Белоруссии». Насколько это реально?
«Я не думаю, что до этого дойдёт дело, — комментирует программный директор Валдайского клуба Иван Тимофеев. — Транспортная блокада в таком виде будет подразумевать угрозу применения военной силы, в том числе против гражданских самолётов. А это будет означать резкую эскалацию в отношениях с НАТО.
Что действительно может сейчас обсуждаться, это отзыв признания литовской границы и полный разрыв остающихся экономических связей с Литвой.
Самое главное для России в сложившейся ситуации — наладить морской транзит с Калининградской обл. Как мне видится, сейчас это единственный способ обеспечить бесперебойную и не зависящую от других стран доставку грузов в наш самый западный регион».