Эксперты отметили, что Навальный сумел сплотить и организовать свой электорат так, что в условиях общей низкой явки избирателей он превратился в настоящую силу, способную бросать вызов власти.
Время жечь пока не наступило
Можно было бы только порадоваться за рост самосознания у граждан, если бы не то, что вытворяли поддерживавшие Навального лица во время избирательной кампании.
Чем ближе был день выборов, тем выше был градус кипения в Интернете — основной площадке сторонников Навального. В группы поддержки оппозиционера в социальных сетях лучше было не заходить — любая критика даже не взглядов Навального, а некоторых его высказываний и методов борьбы тут же натыкалась не просто на обвинения в продажности «путинскому режиму», но и на прямые угрозы в адрес сомневающегося.
Конечно, на слова можно было бы не обращать внимания, но в Интернете на полном серьёзе появились списки, так сказать, «врагов Навального», которым в случае победы оппозиционера не сдобровать.
Да, наверное, кому-то это может показаться просто отдельным перегибом, который не стоит принимать всерьёз.
Но сам Алексей Навальный в ночь выборов заявлял, что итоги он не признает, и обещал в случае, если не будет пересчёта голосов, перейти к уличным акциям протеста.
И к вечеру 9 сентября в Москве воцарилось напряжённое ожидание. Выступления оппозиционера на митинге на Болотной площади многие ждали с тревогой, опасаясь, что вот «сейчас и начнётся». И когда Навальный, обращаясь к собравшимся, спросил, не ждут ли его сподвижники, что он призовёт их оставаться на площади до конца, толпа выдохнула:
– Да!
Перенимая китайский опыт
И главное отличие Навального от всех других современных политиков России в том, что у него есть верные сторонники, готовые хоть сегодня штурмовать, жечь и ликвидировать врагов по соответствующим спискам.
Они, правда, этого ещё не делали. В силу возраста большинство из них не видело кровавые схватки на московских площадях в 1992–1993 годах, расстрел парламента в октябре 1993 года.
Эти молодые студенты, мелкие клерки, столичный «офисный планктон» пока практикуются в уничтожении врагов виртуальных. Но острое желание взяться за врагов реальных проглядывается вполне очевидно.
В этот же процесс вовлечены многие либералы первой волны, которые, понимая, что роль лидера им не светит, согласны и на должности командиров штурмовых колонн, пока, разумеется, тоже виртуальных.
Отсутствие опыта им не помешает — в конце концов, простые немецкие торговцы и лавочники, некогда составившие отряды штурмовиков Адольфа Гитлера, тоже не были профессиональными убийцами, но быстро всему научились.
Впрочем, давайте оставим тему фашизма. Есть примеры, исторически более близкие. В 1966 году товарищ Мао объявил в Китае «культурную революцию», ударной силой которой стал хунвэйбины — отряды студенческой молодёжи. Хунвэйбины руководствовались всего двумя вещами — верой в непогрешимость идей товарища Мао и ненавистью к «ревизионистам» и прочим несогласным с мудростью вождя. Святыней для хунвэйбинов стал цитатник с изречениями товарища Мао. Горячие юноши могли остановить на улице любого, потребовать предъявить цитатник Мао либо на память привести одно из изречений «великого кормчего». И горе тому, у кого оказывалась плохая память.
Перевоспитывали тех, кто не разделял их взглядов, легко и просто — побоями, унижениями, грабежами. Не щадили никого — от партийных функционеров до уличных прохожих, имевших неосторожность одеться не так, как предписывают постулаты «культурной революции».
Дошло до того, что часть Великой Китайской стены пустили на строительство свинарников, которые, в соответствии с политикой товарища Мао, были нужнее исторических памятников древности.
Лес рубят — щепки летят
Кончился разгул хунвэйбинов тем, что они стали проблемой для самого Мао, который бросил на их подавление войска. Постепенно деятельность этих активистов сошла на нет, но память о них в Китае до сих пор жива. Некоторые бывшие хунвэйбины публично раскаиваются в том, что совершили несколько десятилетий назад. Однако сделанного уже не вернёшь.
Как и хунвэйбины, сторонники Навального считают, что всеобщему счастью мешают «ревизионисты» («кремляди»), и стоит с ними покончить, как наступит рай на Земле.
Читайте также: Что будет с Навальным после выборов мэра Москвы. Мнения экспертов >>
При этом «твиттербины» Алексея Навального, как и их китайские предшественники, не забивают себе головы какой-либо созидательной программой. Главное — свергнуть проклятый режим, воздать врагам должное в соответствии с «чёрными списками», а дальше всё как-нибудь само образуется. В конце концов, для того чтобы думать, есть товарищ Навальный, а руководством к действию служат его посты в соцсетях, являющиеся непреложной истиной в последней инстанции. А тот, кто с этим не согласен, автоматически пополняет «чёрный список».
Если бы сегодняшние «твиттербины» хорошо учили историю, они бы знали, что подобного рода боевые отряды неизбежно плохо заканчивают. Добившемуся своих целей вождю бездумные разрушители и уничтожители становятся помехой, и он спешит от них избавиться.
Вот только до этого подобные бойцы успевают натворить немало дел, от которых кровь стынет в жилах, с полной уверенностью в своей правоте. А если получится с перебором, ну, так что ж — лес рубят, щепки летят.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Андрей Сидорчик, Редактор раздела «Общество» интернет-службы «AиФ» |