Примерное время чтения: 5 минут
31

Ложное сообщение об отставке Якунина появилось «раньше времени» – политолог

Сюжет Ложное сообщение об отставке главы РЖД Якунина
Главу ОАО РЖД Владимир Якунин. Фото: www.globallookpress.com

В среду крупные российские информационные агентства получили сообщение, очень похожее на пресс-релиз Правительства РФ. В нём говорилось, что премьер-министр Дмитрий Медведев отправил в отставку главу ОАО РЖД Владимира Якунина, а на его место назначил бывшего губернатора Свердловской области, а ныне первого вице-президента Российских железных дорог Александра Мишарина. О причинах отставки в сообщении не упоминалось. Информация об увольнении Якунина, которого эксперты называют «генералом Путина», наделала много шуму, и за полчаса новость растиражировали не только российские, но и зарубежные СМИ.

Провокация и киберпреступление

Истерия вокруг отставки продолжалась недолго – через полчаса поступило официальное опровержение правительства. Так, пресс-секретарь главы кабмина Наталья Тимакова пообещала, что спецслужбы будут заниматься поисками источника сообщения об отставке Якунина. В интервью СМИ Тимакова назвала случившееся «дурной шуткой».

IT-специалисты ИТАР-ТАСС выяснили по IP-адресу письма, что оно пришло с сервера иркутской компании ЗАО «Первый». «Злоумышленники оплатили виртуальный сервер, а затем организовали рассылку, подменив подлинное его название на имя правительственного сервера», – говорится в сообщении агентства.

Слухи о том, что глава РЖД может оставить свой пост, можно назвать частым явлением. Последние информационные утки об уходе Якунина появлялись два года назад, то есть во время, когда истекал срок его контракта, однако в 2011 году договор с президентом РЖД был продлён до 2015 года, исходя из этого можно считать, что покидать пост Якунину ещё рано. Возвращаясь к вчерашнему сообщению, стоит отметить, что подобного вброса информации об уходе главы Российских железных дорог раньше не было.

Сам Якунин назвал произошедшее «спланированной акцией», сделанной для его компрометации. Примечательно, что глава РЖД после новостей об отставке сохранил спокойствие и заявил, что «на надписи на заборе не реагирует». Свою позицию Якунин объясняет тем, что повтора провокации он не ожидает: «В одну воронку снаряд дважды не попадает», – заявил он Forbes.

Интересно, что сообщение об отставке Якунина совпало с вручением повестки в суд главному редактору «Русской службы новостей» Сергею Доренко, к которому сотрудники полиции пришли во время прямого эфира. Ранее журналист высказал мнение, что глава РЖД сделал корпорацию «нищей» за счёт того, что отдавал выгодные контракты «левым компаниям». Доренко не исключал, что Якунина может ожидать та же участь, что экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, а именно отставка и возможное уголовное преследование. Адвокат главы РЖД Алексей Мельников не исключает, что ложное сообщение об увольнении может быть связано с судебным разбирательством между его подопечным и Доренко.

Журналист, комментируя в интервью РИА Новости подозрения Мельникова, заявил, что адвокату «примерещилось». По мнению Доренко, утка была пущена с целью дискредитировать правительство Дмитрия Медведева и «очернить первого заместителя Мишарина».

Читайте также: 10 фактов о президенте РЖД Владимире Якунине >>

Некоторые политологи придерживаются мнения, что слухи об увольнении Якунина подлинны, однако появились они раньше времени. «У меня такое ощущение, что надо ещё подождать. Отзыв подписанной бумаги произошёл потому, что не подписана какая-то вторая бумага», – говорит политолог Александр Морозов.

В свою очередь политолог Евгений Сатановский не видит в утке про Якунина политической подоплёки. «Это обычные сплетни, которые были всегда и всегда будут. В мировой истории много таких примеров, правда, Интернета тогда не было», – рассказал эксперт корреспонденту АиФ.ru.

Резонансные «утки»

Ситуация с поддельной отставкой Якунина далеко не первая – за последние 15 лет в мире было зафиксировано 7 громких случаев, когда скандальные сообщения оказывались на деле ложными, причём три из них произошли в этом году, и ещё два – в 2012-м. Так, в апреле 1998 года латвийские СМИ опубликовали полученное якобы от пресс-службы президента сообщение о роспуске парламента. Позже выяснилось, что это «проверка на вшивость», которую устроил один из местных журналистов.

В августе 2012-го хакеры взломали сайт агентства Reuters и написали в блоге одного из журналистов о смерти главы МИД Саудовской Аравии принца Фейсала бен Фахда Ас-Сауда. Спустя три месяца СМИ Пермского края получили сообщение, подписанное пресс-службой полпреда президента в Пермском федеральном округе Михаила Бабича, о грядущем антикоррупционном совещании, на котором должны были произойти несколько отставок чиновников. Через два часа сообщение было объявлено ложным.

В феврале этого года был взломан сайт Министерства информации Малайзии. Неизвестные написали об отставке премьер-министра Наджиба Разака. Новость быстро разошлась по лентам информагентств и соцсетям. В апреле в Твиттере мэрии японского города Иокогама появилось сообщение о запуске ракеты с территории КНДР. Позже местные власти оправдывались, что это было стандартное сообщение, которое опубликовали случайно. А через неделю Reuters разместил некролог Джорджа Сорроса. Спустя некоторое время агентство вышло с опровержением. Наконец, в конце апреля бойцы Сирийской электронной армии взломали Твиттер AP и сообщили о теракте в Вашингтоне и ранении Барака Обамы. Прежде чем Белый дом выступил с опровержением, новость обеспечила падение индекса Dow Jones.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах