Российские госмужи делятся на две основные группы.
Первая - депутаты Госдумы, федеральные министры и некоторые другие должности, упомянутые в Конституции, - это государственные должности РФ. Лица, их занимающие, получают денежное вознаграждение.
Вторая группа - огромная армия чиновников, в том числе федеральные гражданские госслужащие, начиная с заместителей министров. Они получают денежное содержание.
Из чего оно складывается, разобраться крайне сложно. Почему?
«Когда в 95-м году принимали первый российский закон об основах государственной гражданской службы, - говорит Владимир Южаков, президент исследовательского фонда «Институт модернизации государственного и муниципального управления», - все тоже удивлялись: зачем городить эту сложную систему? Похоже, главной задачей было скрыть реальный размер оплаты труда, прикрывшись небольшими окладами. Традиция сохраняется. С появлением законов, которые предписывают чиновникам декларировать не оклад, а все свои доходы, смысла в этом всё меньше. Но некоторые чиновники, особенно в регионах, не стесняются рассказывать именно о своих мизерных окладах - видимо, в расчёте на неосведомлённость обычных граждан».
«Реформа денежного содержания давно обсуждается, - говорит Николай Клищ, директор Центра развития государственной службы Высшей школы экономики. - И все говорят, что оплату труда чиновников нужно повышать».
Содержание рядовых чиновников значительно ниже, чем у замминистра, начальные должностные оклады на госслужбе - ниже 2 тыс. рублей (!). Но в среднем оклад, по словам эксперта, составляет лишь 25-30% в оплате труда чиновников, остальное - дополнительные выплаты, которые образуют большую часть содержания госслужащего.
«Система оплаты труда наших госслужащих - самая фарисейская из всех, которые можно придумать, - говорит Роберт Яковлев, начальник Управления зарплаты и доходов населения НИИ труда и соцстрахования. - Например, никто не знает, что такое «особые условия госслужбы», это нигде не прописано. Цель такой системы - чтобы любой её винтик был полностью в руках начальника. Лукавят и в отношении самих чиновников - размер пенсии «привязан» именно к окладу». То есть и пенсия по сравнению с содержанием будет мизерной.
«Казалось бы, от этих проблем избавлены люди, занимающие госдолжности РФ, - продолжает эксперт, - те же депутаты. На этих должностях люди не просто работают, а служат государству. И за свою службу получают единое денежное вознаграждение. Но и здесь вознаграждение оказывается лишь частью реальной платы за труд. На что им тем самым намекают? Страна, граждане оценивают и вознаграждают труд «своего слуги» на 32 тысячи, а кто-то другой «поощряет» суммой, в 4 раза большей?»